Горькое послевкусие

Джоан Харрис «Шоколад».
Первый раз я читала «Шоколад» Джоанн Харрис как волшебную сказку. Это история о светлой колдунье Вианн Роше, которая с дочерью Анук приезжает в хмурый французский городок, чтобы расколдовать его с помощью шоколада, ароматов ванили и кайенского перца. Я безоговорочно на стороне Вианн — симпатичной, смелой и свободной. А комендант Франсис Рено, ярый противник ее «развращающего» влияния, — просто ханжа. Но стоит открыть книгу во второй раз, магия тает, обнажая куда более сложную и глубокую историю, где нет правых и виноватых, а есть лишь травмированные люди, ищущие утешения.
Шоколад — это плацебо, ключ к сердцам, который Вианн подбирает с почти клинической точностью. Но она не всесильная жрица, а уставшая женщина, всю жизнь бегущая от ветра, от предрассудков, от самой себя. Eе миссия «помощи» горожанам выглядит уже не только как альтруизм, но и как отчаянная попытка обустроить свой хрупкий мир, построить дом, которого у нее никогда не было. Eе конфликт с Рено — это не битва добра со злом, а столкновение двух форм несвободы.
Самое разительное преображение происходит с Франсисом Рено. Eго дневник, который мы читаем, уже зная развязку, — явный крик души человека, разрывающегося между долгом и искушением. Из карикатурного злодея он превращается в самого трагичного и человечного персонажа романа. Ну и городок перестает быть просто мрачной декорацией. Лучше понимаешь мотивы Жозефины, сбежавшей от мужа-тирана, или старухи Арман, бросающей вызов условностям. Их преображение кажется уже не магическим, а абсолютно закономерным — они были готовы к переменам, и Вианн просто дала им толчок.
Перечитывая «Шоколад», видишь, что это не история о том, как добро победило зло, а настоящая магия — не в рецептах шоколада. И если первый раз я наслаждалась вкусом сладкой сказки, то теперь ощутила и послевкусие.
***
фото:
