Искусство на износ

«Мне кажется, зрители жутко устали», — говорит Наталья Явныч, режиссер спектакля «Идиот» по роману Достоевского.
Вчера в театре кукол прошел предпоказ этого спектакля для взрослых. Действо, заявленное как четырехчасовое, растянулось почти на пять. Во втором акте девушка слева от меня уткнулась в телефон, та, что сидела справа, ушла, сзади шептались, но я и сама так устала, что мне даже не хотелось делать замечание.
К четвертому часу раздражает примерно все. Начиная от бесконечного смеха актеров до сцен, пересказывающих или дополняющих то, что было до. Так и хотелось сказать: «Зритель не тупой! Последняя сцена с насилием нам не нужна, мы и так все поняли». Однако не могу не снять шляпу перед актерами, которые проделали колоссальную работу. Ни один из них не выпал из роли. Удивило, что задействованные в спектакле актеры не считаются драматическими. Но такого высокого уровня игры я в нашем городе не видела.
«Актеры привыкли играть детские спектакли, сказки. Им тяжело перестраиваться, осваивать драматическое искусство. Они же кукольники, которые все время находятся за ширмой или в маске. Без масок для них стресс».
Тут, пожалуй, самое время сказать, что репетиции заняли 40 дней. Но у самой Натальи Явныч на подготовку ушло два года. «Я его сокращала больше десяти раз. И когда мы начали работать, я снова его сокращала. Там столько вкусных сцен! Конечно, можно все убрать, оставить одну динамику, пистолеты, крылья, какие-то образы, которые всегда нравятся. Но тогда само богатство Достоевского исчезнет, а мне очень не хочется, чтобы от него остался огрызок».
Смею не согласиться с режиссером. Eсть много примеров, когда акцент делается на «огрызке» основной мысли, на уровне спектакля это никак не сказывается, зато у зрителя случается катарсис. Чего в данной постановке со мной за четыре часа маринования не произошло. Когда я читала книгу, то не понимала, почему Мышкин идиот. Но, закрыв ее, первым делом подумала: «Ну и идиот». И это то, чего я ожидала от спектакля. Этой простой мысли. Но ее не было. Возможно, потому, что режиссер сделала акцент на детской психотравме героев.
«Моя задача была ответить на вопрос: почему люди приходят к трагедии? Да потому, что мы травмированы с детства. И если эта травма не изжила себя и мы не справились с ней в определенный момент, то она формирует нашу судьбу и приводит к трагическим последствиям».
Поэтому часть времени в постановке уходит на этюды с детьми-актерами. Eсть и провокационные сцены, о которых я, пожалуй, писать не буду, но заранее уверю читателей, которые пойдут смотреть постановку — детям актерскую задачу объяснили аккуратно, они не осознают того, что считывают взрослые.
В планах Натальи все-таки сократить «Идиота», а после поставить детскую сказку. «Очень хочется переключиться на что-то более легкое, похулиганить, посмеяться».
Кристина Сенцова
***
фото:
