X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Приходил дать нам волю

Писатель, актер и кинорежиссер Василий Макарович Шукшин не закончил роман «Я пришел дать вам волю» о Степане Тимофеевиче Разине — предводителе крестьянской войны против царского самодержавия и феодальных устоев общества. Таким представляла его советская историография. Поэтому именем Степана Разина во многих городах, включая Тюмень, названы улицы.

Борец или разбойник?

По своему происхождению, характеру, воспитанию и образу жизни Степан Разин или, как величали его по-простому, Стенька, был всего лишь бунтарем, лихоимцем, разбойником и удалым атаманом.

У Тимофея Разина, зажиточного донского казака, было трое сыновей: Иван, Степан и Фрол. Отец выучил их всему, что нужно казаку: скакать, стрелять, рубить, рыбу ловить, зверя добыть, детей растить. Старшему Ивану прочили бунчук атамана. В 1665 году в войне с поляками он командовал казаками в войсках князя Юрия Долгорукова.

Когда битва закончилась, Иван, посчитав, что достойно послужил московскому царю Алексею Михайловичу, прозванному Тишайшим, просил отпустить его домой. В прошении отказали, и Разин-старший самовольно отправился на Дон. Уйти далеко не удалось -послали погоню, схватили и прямо в поле по приказу князя повесили. Царская власть при каждом случае неповиновения старалась показать, что времена смуты и казачьей вольницы прошли.

Среднего сына Степана считали «тумой», так как мать его была пленной турчанкой, привезенной отцом из Крымского похода. Узнав от других казаков о лютой казни старшего брата, Степан и младший Фролка решили отомстить за гибель Ивана и показать московским боярам, князьям и царям непокорность, силу, удаль и молодечество вольных казаков. Такова историческая родственная тенденция многих бунтарей и революционеров -кровная месть за старших братьев: Степан Разин — за Ивана, Владимир Ульянов (Ленин) — за Александра, Василий Чапаев — за Григория. И в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов мстит красным за расстрелянного Петра.

Поход «за зипунами»

В апреле 1667 года разинцы перетащили волоком свои «узкогрудые челны» с Дона на Волгу (примерно в том месте, где в XX веке был прорыт Волго-Донской судоходный канал длиной 101 километр, глубиной не менее 3,5 метра). Цель этого похода предельно проста: захватывать по пути к Царицыну (сейчас Волгоград) и далее на Астрахань торговые суда, грабить их, нападать на береговые поселения, где «шарпать» разную добычу, убивая и насилуя местное население. Так караван разбойничьих судов спустился вниз к устью Волги, прошел вдоль берега Каспийского моря и по реке Урал двинулся вверх к Яицкому городку (после 1775 года Уральск). Остановить движение разинцев царским отрядам не удалось. Перезимовав в Яицке, Разин со товарищи весной 1668 года вновь вышел в море, и больше года о нем не было ни слуху ни духу.

Eго воинство высаживалось на территории современного Азербайджана (от Дербента до Баку), Ирана и Туркмении. По реке Куре проникало в Грузию. Захватывая богатую добычу и пленных, разинцы подыскивали место для создания самоуправления по аналогии с казачьей республикой Запорожская Сечь (до 1654 года). Просились даже в иранское подданство. Стенька Разин обещал астраханскому Менеди-хану принять ислам и жениться на доставшейся ему после победной битвы дочери. Ответа не получил, а от своего окружения услыхал ропот: «Нас на бабу променял!» К этому периоду относится знаменитая легенда об утоплении персидской красавицы-княжны. Легенда приобрела широкую известность в конце XIX века благодаря песне на слова Садовникова «Из-за острова на стрежень… «

Гневно кровью налилися

Атамановы глаза

Брови черные нависли,

Собирается гроза.

«Эх, кормилица родная,

Волга, матушка-река!

Не видала ты подарков

От донского казака!

Чтобы не было зазорно

Перед вольными людьми,

Перед вольною рекою, —

На, кормилица, возьми!»

Мощным взмахом поднимает

Полоненную княжну

И, не глядя, прочь кидает

В набежавшую волну…

После многих приключений разинцы вернулись в октябре 1669 года с огромной добычей на Дон. Поход «за зипунами» принес Стеньке громкую славу. В укрепленный на одном из островов вольный городок Кагальник стали стекаться «воровские» (беглые) люди с Дона, Волги, Днепра. Избавиться от разного рода тягот (налогов), притеснений и обид им можно было только одним способом — бежать от своего князя, боярина, помещика. Несмотря на многие запреты, жестокие наказания и казни, побеги множились. Люди стремились на юг, к казакам, искали вольной жизни. И находили ее.

«Ненависть к боярам, воеводам, приказным людям и богачам, — писал знаменитый русский историк Николай Костомаров, — доставлявшим выгоды казне и самим себе, приводила к тому, что жители перестали смотреть на разбойников как на врагов своей страны. Лишь бы только разбойники грабили знатных и богатых, но не трогали бедняков и простых людей. Разбойник стал представляться образом удали, молодечества, даже покровителем страждущих и угнетенных. При таком взгляде оставался лишь один шаг, чтобы разбойник сделался главою народного восстания».

Таким стал Стенька Разин. Так начался второй этап разинщины.

«Сарынь на кичку!»

Один из вариантов расшифровки (перевода) этой древнерусской тарабарщины — воровской команды -таков: «Всем лежать лицом (шапкой) вниз! Похоже на наше: «Лежать, бояться, работает ОМОН!» Тарабарщина «Сарынь на кичку!» стала лозунгом выступившего весной 1670 года в большой поход на московских воевод и бояр разинского войска. Мятежники стали захватывать города на Волге: Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару, Пензу, Саранск, Алатырь, Темников… Падению городов способствовала часть горожан, протестно настроенная к власти воевод: при подступлении разинцев возникал бунт по нейтрализации стрелецких гарнизонов. На пути к Москве к казакам присоединялись крестьяне и посадские люди. Свой авторитет освободителя от крепостнического гнета, защитника и благодетеля Стенька Разин завоевывал очень просто: судил и казнил воевод, местных дворян и богатеев. Он рассылал «прелестные грамоты» на русском, украинском, а также языках народов Поволжья, в которых призывал вливаться в его войско. Для придания легитимности вооруженной борьбе разинцы с подачи своего атамана распространяли слухи о том, что в их рядах якобы находятся 16-летний царевич Алексей, сын царя Алексея Михайловича, наследник престола, вынужденный скрываться от гнева отца и притеснителей бояр (в действительности умер в январе 1670 года), и опальный патриарх Никон («великим собором» лишен в декабре 1666 года патриаршего сана и священства, содержался как простой инок в изоляции в Ферапонтовом монастыре близ Белого озера). «Воскрешение» царевича Алексея среди повстанцев и использование его имени в «прелестных грамотах» оправдало ведение войны благой целью: исправить несправедливость и восстановить царевича Алексея в правах престолонаследия. Он мог стать своим «законным, крепким, добрым и милосердным государем». У Никона сохранялся среди верующих ореол реформатора церкви, пророка и мученика. Этим слухам охотно верили, тем более что разинцы даже возили с собой людей, похожих на царевича Алексея и патриарха Никона. При этом предводителя восстания наделяли былинными чертами и магическими способностями: может заговаривать пули и пушечные ядра, летать по воздуху и ходить по воде, выбраться на волю из любого заточения.

Уверовав в свою непогрешимость и непобедимость, Разин задумал покорить Казань. Но на пути находился Симбирск (Ульяновск), который ему не удалось взять ни штурмом, ни осадой. Посланные из Москвы стрелецкие полки под командованием князя Юрия Барятинского, обученные драться по новым западным правилам военного дела, разбили плохо управляемое и слабо оснащенное войско Разина. Стенька не щадил себя в сражении и лез в самое рубилово, но ничто не помогло. Московские стрельцы теснили донских казаков. Самого «грозного атамана» ранили в голову сабельным ударом, а «вольное воинство» позорно бежало.

После этого первого и последнего поражения Разин бежал на Дон, где укрылся в Кагальнике, рассчитывая собрать верные ему войска и по весне 1671 года отправиться «из-за острова на стрежень, на простор речной волны» в новый поход на Москву.

Четвертование

Однако зажиточные «домовитые» казаки уже видели в Стеньке Разине не только соперника во внутриказачьем управлении, но и угрозу ужесточения московской политики на территории казачьего Дона. 13 апреля 1671 года отряд атамана Корнея Яковлева, подкупленного царскими посланниками, ликвидировал охрану Разина, сжег его ставку — Кагальницкий городок, а на следующий день схватил самих Стеньку и Фролку. 4 июня их привезли в Москву на покаяние и суд государя. Через два дня приговоренных к четвертованию вывели на Красную площадь. Поглазеть на казнь знаменитого разбойника, лихоимца и душегуба, выступившего против московского царя, именитых бояр и официальной церкви, собралось много народу. По меткому выражению историка Костомарова — «толпа чувствовала в нем какую-то сверхъестественную силу, против которой невозможно устоять. В его душе была какая-то страшная, таинственная тьма. Жестокий и кровожадный, он, казалось, не имел сердца ни для других — ни для самого себя».

Стеньку подвели к деревянному помосту на Лобном месте, где палач в красной рубахе помахивал блестевшим на солнце топором. Царские глашатаи прокричали приговор, перечисляя все преступления, совершенные Разиным и его подручными. Закованный в цепи атаман безучастно смотрел вокруг. Затем поклонился на все четыре стороны и произнес: «Простите!»

Eму отрубили сначала правую руку, потом левую ногу. Разин не промолвил ни слова, ни стона, ни звука не вырвалось из его сомкнутых уст. Стоявший рядом у плахи Фролка не выдержал страшного зрелища и отчаянно крикнул: «Государево слово и дело!» (сообщит о чем-то весьма важном). Взбешенный атаман успел лишь крикнуть: «Молчи, собака!» Но палач взмахнул топором, и голова покатилась с плахи.

Разинские тайны

Фролку увели с помоста на допрос, где он рассказал о награбленных разинцами сокровищах, сокрытых в разных местах. Лет пять после этого ездил со стрельцами по Дону, Волге и их притокам в поисках заговоренных кладов. Где кроме обычного золота-серебра спрятана, дескать, часть колдовской силы брата. Реальные ценности Разина, награбленные в Поволжье и на побережье Каспийского моря, до сих пор не найдены.

Фрол долго морочил голову царским стрельцам о «заговоренных кладах, охраняемых чертями», пока в 1676 году его не казнили (по другой информации, он умер под пыткой).

Не только сокрытые от Астрахани до Жигулей клады, но сама могучая личность Степана Тимофеевича Разина привлекала самых разных людей. Eго мятежный образ получил отражение в творчестве Карла Маркса, Проспера Мериме, Василия Сурикова, Льва Толстого, Сергея Коненкова, Марины Цветаевой… О нем еще до революции сняли немой кинофильм, а летом 1927 года в Тюмени на реке Туре показали спектакль (сейчас такое называют реконструкцией) с утоплением персидской красавицы-княжны.

Василий Шукшин хотел сыграть Степана Разина в экранизации своего незаконченного о нем киноромана. Можно только представить степень эмоционального воздействия на советских зрителей образа мятежного атамана, пришедшего дать волю, после оглушительного успеха фильма «Калина красная», поставленного по повести Шукшина в 1973 году. Но в октябре 1974-го Василий Макарович скоропостижно умер (ему исполнилось 45 лет) во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Eще одна тайна. Мы не узнаем авторской трактовки личности Стеньки Разина — борца с царем Алексеем Михайловичем или противника любой деспотии и авторитарных режимов.

Как его теперь называть

Разинщина была настоящей крестьянской войной. Восставшие расправлялись с феодалами и царскими чиновниками, устанавливая свои народные порядки на огромной территории Нижнего и Среднего Поволжья, Черноземного центра, северо-восточной Украины. Разинское движение охватило сотни тысяч людей, под контролем которых оказалось свыше 50 городов (!).

В советское время школьникам объясняли, что причинами поражения разинцев были царистский характер движения, то есть направленность не на уничтожение самодержавия, а на установление «доброго и справедливого царя, плохое управление восставшими и недостаточное вооружение».

Сегодня народных вождей Болотникова, Разина, Пугачева, именами которых названы тюменские улицы, представляют бунтовщиками и самозванцами, разбойниками и грабителями — разрушителями установленного порядка.

Но почему же Александр Сергеевич Пушкин назвал Разина «самой поэтической личностью в истории России?» Да потому что он был символом стремления к тому, чего в России никогда не было и неизвестно, будет ли когда-нибудь. Степан Тимофеевич Разин был внутренне свободным человеком, решившимся на борьбу за свободу и волю для всех. Поэтому в нашем городе сохраняется улица его имени.

Под пролетарским контролем

Первые дома, точнее номерные бараки, появились здесь в 1931-1933 годах одновременно со строительством деревообделочного комбината имени Ленина. Eго корпуса разместились на пустовавшей северо-западной окраине, примыкавшей к Затюменскому кладбищу, к которому из города вела улица, называемая Кладбищенской. Примерно в то же время в пойме Туры стали строить лесозавод «Красный Октябрь». На этом месте еще в начале XX века располагался лесозавод местных предпринимателей Плотниковых-Логиновых. Здесь на установленных в середине 20-х годов многопильных станках сплавной лес-кругляк распускали в брус и доски, которые по проложенной в 1929 году железнодорожной ветке доставлялись на ДОК для последующего изготовления щитовых домов, оконных переплетов и мебели (в 1943 году ДОК имени Ленина и лесозаводы объединили под общим названием «Красный Октябрь»).

При строительстве этих предприятий использовали рабский труд раскулаченных в 1930 году и выселенных из деревень Курганского округа Уральской области, существовавшей с 1923 по 1933 год. Из отходов деревообделочного производства состоящие на учете в спецкомендатуре ОГПУ-НКВД трудпоселенцы сколотили свои дома, сохранившиеся под №№ 1-15 по нечетной и под №№ 6-32 по четной сторонам улицы. По постановлению горисполкома от 17 октября 1940 года эту улицу назвали именем Степана Разина. Тогда же Кладбищенскую переименовали в улицу Льва Толстого, выделили из нее участок, ставший улицей Комбинатской. Затюменское кладбище, где в 1937-1938 годах по ночам тайно закапывали в общих ямах безвинно расстрелянных тюменцев, закрыли в октябре 1939 года.

Для идеологического контроля над топонимикой народного бунта улицы Степана Разина и соседнюю — Пугачева (без имени Eмельян), «насадили» на Пролетарскую улицу. Чтобы помнилось бывшим крестьянам о «диктатуре пролетариата».

Своеобразие улицы Степана Разина заключается не только в ее официальной протяженности (176 метров), но и в том, что, начинаясь от угла улиц Льва Толстого и Комбинатской у опоры ЛЭП, она, «отдав» нечетную сторону от № 15 Пролетарской улице с многоэтажными домами, заселенными по программе переселения из ЯНАО, упирается четной стороной от № 6 в стену гаражного кооператива «Луч» на улице (внимание!) Комбинатской, 105. За гаражами упомянутая железнодорожная ветка к бывшим лесозаводам и городской электростанции (тоже бывшей) на улице Коммунистической, 106 (бывшая Большая Монастырская). Из-за «острова» особняков №№ 30-32 улицы Степана Разина по утоптанной тропе можно «выплыть на стрежень» все той же Камчатской, № 54.

При таком своеобразии градостроительной политики не удивляет надпись на ветхой калитке ветхого забора дома № 5. Крупно масляной краской: «Господи, спаси и сохрани!»

Хорошо еще, что не «Сарынь на кичку!» Включить бы посещение этих мест в экскурсионный автобусный маршрут: с Полевой по Садовой, или с улицы Льва Толстого и Комбинатской к Степану Разину. По пути можно заглянуть в приятное заведение на Садовой, 75, где шашлык и хачапури. Все вкусно и недорого. Отвечаю: «Век воли не видать!»

ФОТО ЮЛИЯ КОНОНОВА, history.ru, topwar.ru

***
фото: Портрет Степана Разина, рисунок современника (фото history.ru);Улица Степана Разина в Тюмени.;Улица Степана Разина в Тюмени.;Улица Степана Разина в Тюмени.;Улица Степана Разина в Тюмени.;Улица Степана Разина в Тюмени.;«Разин бросает княжну в Волгу», иллюстрация к голландскому изданию XVII века мемуаров Яна Стрёйса (фото topwar.ru);Улица Степана Разина в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта