X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

В чем проблема средневзвешенной пятерки

На октябрьском заседании Тюменской городской думы депутаты обсудили средневзвешенную систему оценивания, введенную в городских школах в этом учебном году.

Напомню, эта система учитывает весомость каждой оценки (например, контрольная важнее домашнего задания) и призвана повысить объективность оценки результатов обучения.

Для наглядности: при получении учеником отличной оценки за ответ у доски, пятерки за домашнюю работу и двойки за контрольную, стандартный метод дает итоговую четверку. Однако если ответу у доски присвоен вес 1, домашней работе — 2, а контрольной — 3, то расчет по новой методике дает результат 3,5, что при округлении может привести к итоговой тройке. Таким образом, низкий результат за работу с высоким коэффициентом оказывает непропорционально большое влияние на итоговую оценку, фактически приравнивая одну неудовлетворительную оценку за контрольную к нескольким положительным оценкам за текущую работу, что ведет к существенному снижению среднего балла.

В соцсетях стали появляться десятки постов с рассказами о том, как школьники теряют мотивацию, а родители неделями пытаются разобраться в формулах. Учителя признаются, что они сами порой не понимают, как высчитывается итог. Родители массово стали бойкотировать систему, утверждая, что нововведение было внедрено без необходимых консультаций с ними, что является нарушением Федерального закона «Об образовании». Они выходили на митинг и собрали 32 000 подписей против новой схемы оценивания — коробки с подписными листами уже направлены в Генпрокуратуру и Госдуму. Прокуратура проводит проверку, но не самого факта введения средневзвешенной оценки в школах, а соблюдения закона при принятии локальных актов.

На заседании городской думы вопрос о преимуществах средневзвешенной оценки задал депутат Сергей Морев в ходе обсуждения отчета администрации города о реализации муниципальной программы развития образования.

«Изначально я хотел бы заметить, что на самом деле это не совсем новая система оценки, — ответил Мореву заместитель главы города Павел Креков. — В настоящее время восемь регионов в ней работают, некоторые уже по пять лет. Более того, по ней работают и порядка десяти школ города. Система эта высчитывалась и определялась на протяжении нескольких лет, в том числе институтами развития образования. Была создана соответствующая группа и у нас в регионе при областном департаменте образования и науки».

Та оценка, которую ребенок получает, выполняя домашнее задание, где ему помогает и мама, и папа, и бабушка, и дедушка, и интернет, — это одна оценка. Та, которую ребенок получает самостоятельно во время контрольной работы, когда он опирается только на свои собственные силы, — это оценка другой значимости. В этом суть средневзвешенной оценки. При всем при том ее введение связано с необходимостью объективности при оценивании учащихся, говорит Павел Креков.

Любой педагог скажет, что проблема объективности оценок возникла не вчера. Случается так, что ребенок приходит с пятерками из школы А в школу Б, и его успеваемость снижается по причине разных требований. Теперь эти требования унифицируются. «Повторюсь, у нас ряд школ уже работал в этой системе. Все, уверяю вас, живы, здоровы, и снижения успеваемости не зарегистрировано, — убеждал депутатов заместитель главы города. -Наша задача сейчас просто спокойно объяснить родителям, что здесь нет никаких угроз, что мы отслеживаем динамику. Заканчивается первая четверть, и каких-либо серьезных изменений мы не наблюдаем. Это сейчас по всей Российской Федерации вводится. Никаких рисков я здесь не вижу. Мы за объективное оценивание результатов работы ученика».

Депутат Георгий Муратов высказался и как депутат, и как отец: «Имея опыт длительного проживания в другом регионе, могу сказать, что мы с ребенком три старших класса жили в этой системе. Ничего страшного нет, надо просто привыкнуть. Объективность этой системы выше, стимулирует характер с точки зрения получения знаний, развития самостоятельных навыков у ребенка и ответственности за то, что он делает».

Депутат Дмитрий Ошурков акцентировал внимание на том, что при поступлении в вузы все же больший вес имеют результаты EГЭ: «Основная причина негативных реакций -это недостаточное информирование и отсутствие полноценного диалога с родительским и педагогическим сообществами на начало учебного года. В большей степени опасения по поводу новой системы оценки возникли у тех родителей, чьи дети близки к выпускным экзаменам. Чтобы система заработала эффективно, все участники образовательного процесса должны четко понимать методику определения средневзвешенной ценности. Преподаватели должны быть не только знакомы с теорией системы, но и уверенно применять ее на практике. Во всех школах Тюмени должны действовать единые и понятные правила. Закончилась четверть, выставлены оценки, администрации необходимо проанализировать опыт введения системы и внести необходимые корректировки».

Депутат Александр Жуков отметил, что немало обращений поступило от партии КПРФ, и предложил провести в городской думе круглый стол с взволнованными родителями, педагогами, депутатами и представителями департамента.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта