X

  • 04 Декабрь
  • 2025 года
  • № 138
  • 5781

У всего, что сделал человек, есть дизайн

Выставка XXVI Всероссийского фестиваля дизайна, архитектуры, искусств «Все дизайн» открылась в музее Словцова 1 ноября. Из 900 заявок со всей России отобраны 250 работ.

Тюменский фестиваль дизайна, архитектуры, искусств уже известен в стране; возможно, благодаря тому, что его номинации охватывают множество направлений: средовой, промышленный дизайн, искусство, дизайн-педагогика, дизайн костюма, архитектура, детский…

В этом году девиз таков: «У всего, что сделал человек, есть дизайн». И действительно, на выставке в музее глаза разбегаются даже не от разнообразия идей, а от того, сколько всего в этом мире можно оформить. Керамика, столь искусно выполненная, что, кажется, чихнешь и треснет, соседствует с идеями новогоднего оформления Центрального округа Тюмени. Абстрактные картины и манекены в вязаных костюмах поглядывают на варианты аудиотура по Гилевской роще. Дизайн-проект детской стоматологии, фирменный стиль реставрационной мастерской Шитовых, логотип лимонада, этнопарк в Ноябрьске — по-другому и не скажешь: где есть человек, там есть место и дизайну.

— Может сложиться впечатление, что мы смешали все и сразу на одной выставке, — говорит председатель тюменского отделения союза дизайнеров России и главный организатор фестиваля Eлена Коробейникова, — но идея в том, чтобы каждый мог найти здесь что-то свое. Зрители приходят с разным уровнем подготовки. Зато здесь интересно и детям, и пожилым. Диалог поколений.

От разнообразия выигрывают участники, хотя на самом деле внутри групп есть справедливое разделение: студенческие работы, реализованные и нереализованные проекты, и они не конкурируют между собой. И категория нереализованных проектов показалась мне самой интересной, ведь одно дело — работа, созданная под диктовку заказчика, а совсем другое — искреннее видение художников. Особенно любопытны работы, посвященные городу, а также концепции мероприятий, например Дня города или Нового года, идеи архитектуры общественных пространств, и даже фирменного шрифта только для нашего города. Как оказалось, город — неисчерпаемый источник вдохновения, и молодые дизайнеры стремятся делать его лучше, хоть пока на бумаге, но для того и создаются такие фестивали, чтобы идеи были услышаны и оценены.

И все же, даже в коммерческих историях творчеству место есть, по крайней мере, так считает член жюри фестиваля Женя Тен. По ее словам, мастерство дизайнера именно в том, чтобы услышать пожелания заказчика, проанализировать, чего хочет его целевая аудитория, и сделать это красивым и оригинальным, чтобы быть принятым как потребителями, так и профессиональным сообществом.

— Тюменского зрителя можно назвать избалованным? Ведь уровень дизайна в нашем городе силен, и нам есть с чем сравнивать.

— Избалованным не назову, скорее опасающимся, — отвечает мне Женя Тен. — Идет постоянное сравнение: а как в Москве? А как в Петербурге? А как еще где-то? Как будто мы еще немного не уверены в том, как правильно. Но отмечу, что благодаря интернету, да и подобным крупным фестивалям, которые открыты для зрителей, насмотренность сильно выросла. Вырос и уровень работ, которые поданы на фестиваль. В этом году очень сильные работы, например, в керамике.

Сама Женя представила и свою работу, правда не в рамках конкурса, а просто на выставку, все-таки она член жюри. В номинации «искусство», к ее огорчению, не так много заявок в этом году. Eе работа — одна из самых загадочных, даже название — «…». А состоит картина из черных и белых точек. В карточке участника нет пояснения о значении работы, но, как выяснилось, оно и не нужно.

— От художника всегда ждут «вау-эффекта», — смеется Женя, — но эта работа о другом. Мне близка философия художницы Луиз Буржуа, которая говорила: «Eсли надо объяснять — то не надо объяснять». В данном случае в эту работу не вложено никакого сверхфилософского смысла, скорее, медитативная история: рисуя каждую точку, я делала вдох и выдох. Это было во время тревожного события в моей жизни, из того, как я справлялась с этим, родилась вот эта работа. Сначала были черные точки, и потом это все сменялось на белые, когда я пыталась выходить из этого состояния.

Фестиваль — не только выставка и награждение, он идет весь год, кочуя между Тюменью, Ишимом и Ханты-Мансийском, кроме творческой составляющей, есть и образовательная — лекции дизайнеров.

ФОТО ОЛЬГА ИГНАТОВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта