Не круги барабан удачи, подумай!
«Тучные двухтысячные» успели приучить нас к скидкам, акциям, распродажам, черным пятницам. Сегодняшняя дата — 11.11, — возможно, снова вовлечет кого-то в игру. Надо понимать, что соперник наш в этой игре тоже становится с каждым разом все более опытным.
Представьте, что на личную электронную почту вы получили сообщение от магазина, где вас информируют о скидке в 50% на любую продукцию, включая доставку, с предложением прямо сейчас перейти по ссылке. А там уже просят заполнить данные вашей банковской карты для оплаты. Или заказ товара через сайт, который неожиданно отменяют и просят сообщить адрес личной электронной почты для получения ссылки на повторное оформление. Вы послушно переходите по ссылке, а там надо ввести данные банковской карты. Ну ясно, ведь речь о покупке! Но покупателя блокируют сразу после снятия денег с его карты.
Самый распространенный покупательский крючок — участие в «розыгрыше подарков». После удачной попытки и сообщения о выигрыше участник получает еще одно сообщение — о необходимости оплатить налог или пошлину через платежную систему. Участник сообщает сведения о своей банковской карте, его деньги списываются со счета. Затем вся информация удаляется. А подарок? Платный урок по информационной гигиене.
Риски возрастают при онлайн-покупках, потому что фишинговые сайты порой визуально неотличимы от официальных магазинов и торговых марок.
Поэтому следует культивировать в себе здоровое недоверие к незнакомым отправителям, параллельно сокращая потребительскую наивность. Скидок в 70-90% не бывает. Слишком выгодное предложение — это ловушка. Продавцы — не благотворители. Они себе в убыток не работают.
Почтовая рассылка или сообщение в соцсети — это рекламное объявление, как листок с объявлением на автобусной остановке. Оно не требует никаких действий, и уж тем более передачи сведений о себе. Пользоваться надо только официальными приложениями магазинов, ресторанов, фитнес-центров. Установить лимит расходов на карте на онлайн-платежи, самозапрет на кредиты, двухфакторную аутентификацию.
