Космос одного взгляда

Случайно увидев на выставке макрофотографию радужки глаза, Алена Бурсак была потрясена: узоры из золотистых прожилок напоминали галактические спирали, темные вкрапления -далекие туманности, а переливы цвета создавали эффект космического сияния. С тех пор ее жизнь превратилась в постоянный поиск новых «глазных галактик».
«Многие уверены, будто глаза остаются неизменными на протяжении всей жизни, но мой профессиональный опыт говорит об обратном, — делится наблюдениями Алена. — С годами краски блекнут, четкие узоры размываются, особенно это заметно у людей после шестидесяти». Она бережно листает альбом с архивными снимками, останавливаясь на сравнении одной и той же радужки с разницей в десять лет. «Однако и у молодых людей мы фиксируем удивительные трансформации — иногда за несколько месяцев на радужке появляются новые островки пигмента, а старые пятнышки исчезают. Эти метаморфозы доказывают — наши глаза живые, они меняются вместе с нами, просто мы редко замечаем это».
«Но мои самые любимые клиенты — с гетерохромией, хотя многие из них почему-то стесняются глаз разного цвета. Гетерохромия встречается лишь у одного процента населения, это не недостаток, а редкий дар природы, и каждый такой глаз как произведение искусства с автографом самого творца».
Многие клиенты Алены признаются, что никогда не рассматривали собственные глаза так детально. Взрослый мужчина, директор компании, увидев свою радужку с золотистыми прожилками, вдруг сказал: «Я пятьдесят лет живу с этими глазами, но словно впервые знакомлюсь с самим собой». По наблюдениям фотографа, этот момент самоузнавания часто становится для людей поворотным: «Когда человек видит свою уникальность, запечатленную на снимке, в нем что-то меняется, появляется особое, бережное отношение к себе, какое-то новое чувство собственной ценности».
Очень интересными в этом смысле бывают и семейные фотосессии. Когда перед фотографом выстраиваются бабушки, дочери и внучки, и ты видишь, как повторяются узоры их радужек — это настоящее чудо генетики. «Как-то раз на фотосессии мы обнаружили у прабабушки, внучки и правнучки одинаковое пятнышко на радужке, причем все они впервые узнали об этой семейной особенности именно у нас в студии». Эти «глазные реликвии», по словам Алены, становятся современной альтернативой семейным гербам — уникальными символами рода, передающимися из поколения в поколение. Так родилась идея делать украшения с миниатюрными изображениями радужки. Получается что-то вроде оберега, ведь глаза и правда зеркало души, возможность носить с собой частичку взгляда близкого человека — это современный способ сохранить с ним связь.
Помимо людей, в студии Алены Бурсак снимают и животных. О, это всегда цирковое представление, смеется Алена. Попробуйте объяснить веселому псу, что нужно хотя бы на десять секунд перестать вилять хвостом и высовывать язык! Зато в случае успеха можно убедиться, что собачьи глаза с их теплыми карими оттенками буквально излучают эмоции. Другое дело кошки: их вертикальные зрачки похожи на порталы в параллельный мир, а когда они расширяются в темноте, создается впечатление, будто фотографируешь не глаз, а черную дыру. «Вот наш ветеран — сфинкс Марсель, — с нежностью говорит Алена, показывая снимок, где лысый кот с изумрудными глазами важно позирует перед камерой. — Он единственный, кто действительно понимает процесс: замирает, широко раскрывает глаза и даже будто улыбается! Остальные же — это обычно пять минут хаоса: кошки норовят лизнуть объектив, собаки принимают камеру за игрушку». Одна из самых памятных съемок случилась с хаски по кличке Север: «Когда мы увеличили его голубую радужку на экране, обнаружили удивительный узор — точную копию снежинки! Хозяин потом признался, что назвал пса именно из-за этого сходства». Зато животные не умеют притворяться, их взгляд всегда искренний, и когда тебе наконец удается поймать этот момент, понимаешь, что все танцы с бубнами того стоили, говорит Алена.
Создание идеального макрокадра радужки — это целая наука, где технология встречается с психологией, объясняет Алена. Золотой стандарт съемки — максимально раскрытый глаз плюс специальный боковой свет, который не освещает, а подсвечивает радужку, заставляя ее узоры играть. Она демонстрирует на мониторе разницу: при обычном освещении карий глаз выглядит почти однотонным, но при подсветке в нем проступают десятки оттенков — от янтарного до шоколадного.
Конечно, в любом деле есть свои тонкости. «Когда человек нервничает, его зрачки сужаются, и мы теряем до 30% площади радужки. Поэтому перед съемкой я всегда провожу мини-медитацию: прошу клиента закрыть глаза и вспомнить самый счастливый момент жизни. Когда они открывают глаза, мы получаем тот самый огонек в глазах, который невозможно подделать».
Сотрудники студии подсчитали, что 70% клиентов составляют влюбленные пары, причем инициатива съемки почти всегда исходит от женщины. Карие глаза статистически чаще встречаются у девушек, в то время как мужские радужки удивляют более сложными и замысловатыми узорами. Примерно каждый двадцатый клиент оказывается последователем иридодиагностики или других эзотерических практик, верящим, что глаза могут рассказать о судьбе.
В студии придерживаются философии «максимум правды — минимум вмешательства», используя ретушь точечно: например, убрать случайную ресницу или пылинку с поверхности глаза, смягчить блик от слезной пленки. «Наши клиенты часто удивляются, почему мы не усиливаем цвет или не добавляем контрастности, — продолжает Алена. — Но ведь вся прелесть как раз в естественности! Вот эти едва заметные золотистые нити в зеленой радужке, этот уникальный рисунок карих глаз — они прекрасны именно своей природной аутентичностью».
«Мы не фотошоп-мастера, а скорее исследователи, — подводит итог Алена Бурсак. — Наша задача — показать ту красоту, что уже есть. Природа — величайший художник. Нам остается только не испортить ее шедевр».
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото:
