X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Мораль сей басни такова…

Для поступления в университет мне было необходимо выучить басню. Как самый оригинальный в мире подросток, я, конечно же, решила, что басни Крылова знают все, значит мне нужен кто-то, менее медийный. Эзоп показался слишком сложным, Жан де Лафонтен неактуальным, а Сергей Михалков недостаточно экзотичным. Баснописцев вообще оказалось не так много, пришлось идти в библиотеку, где мне нашли столь редкую басню, что книгу нельзя было выносить из здания, а автора, я, к своему стыду, забыла на следующий же день.

После того как члены комиссии это услышали, на меня посмотрели как на дурочку и попросили пойти выучить басню Крылова. Оказывается, в баснях Крылова есть все, что нужно: многогранные персонажи, показывающие диапазон артиста, простой сюжет, не отвлекающий внимание, и легкий юмор, с которым так же легко работать начинающим.

Мораль моей личной басни такова: проверенное не значит заезженное!

Любитель кулачных боев

Иван Андреевич Крылов родился 2 (13) февраля 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Детство его прошло в тревожное время: отец Андрей Прохорович оборонял от восставших казаков крепость Яицкий городок (ныне Уральск), а мать с пятилетним Ваней пережила осаду Оренбурга. Эти впечатления настолько врезались в память, что много позже Александр Пушкин, собирая материалы для повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачевского бунта», записывал воспоминания Крылова о пугачевщине.

После подавления бунта отец вышел в отставку и перевез семью в Тверь. Деньги в семье не сказать что водились; говорят, что Андрей Крылов не оставил жене и детям ничего, кроме сундука со старыми книгами. В 1778 году отец умер. Иван рано узнал, что такое нужда: систематического образования он не получил и уже с десяти лет был вынужден служить мелким писарем, чтобы помогать семье.

Крылову, однако, повезло с самообразованием. В Твери его мать познакомилась с дворянской семьей Львовых, и хозяева дома позволяли мальчику присутствовать на уроках своих детей. Так будущий баснописец изучил французский язык, овладел игрой на скрипке, пробовал рисовать. Одаренный от природы, он обнаруживал способности даже к математике, но больше всего увлекся литературой и театром. В 1782 году мать повезла 13-летнего Ивана в Петербург хлопотать о пенсии и месте для сына на службе. Благодаря ее стараниям юноша поступил приказным служителем в Казенную палату.

Современники отмечали физическую силу и удаль Крылова: рослый парень, он считался проворным кулачным бойцом и не терялся в простонародном кругу, пишет Арсений Замостьянов в статье «Всероссийский дедушка», опубликованной в журнале «Историк» в 2019 году. Иван Андреевич охотно участвовал в народных потехах, нередко ставил деньги на петушиные бои. Говорили, что и в уличных драках «стенка на стенку» он нередко выходил победителем. Общение с простыми людьми дало ему бесценный опыт живой речи. Он тонко чувствовал разговорный язык — ту самую сочную, образную речь, которую тогдашние писатели обычно избегали использовать.

Первые литературные опыты Крылова пришлись на середину 1780-х годов. Уже в 15 лет он сочинил комическую оперу «Кофейница», высмеивавшую провинциальные суеверия. Затем последовали трагедия «Филомела», комическая опера «Бешеная семья» и несколько сатирических комедий — их печатали в сборнике «Российский театр», хотя поставить на сцене тогда не удалось. Тем не менее имя талантливого самоучки стало известно в столичных литературных кругах. Покровителем юноши был сам Гавриил Державин — знаменитый поэт и царедворец, ценивший ранние сочинения Крылова.

Дерзость и насмешливый талант молодого драматурга вскоре проявились во всю силу. В комедии «Проказники» (1788) он вывел в образе Рифмокрада известного поэта и драматурга Якова Княжнина. Смелый выпад пришелся по душе княгине Eкатерине Дашковой, влиятельной царской фаворитке, у которой были свои счеты с Княжниным.

Однако, несмотря на поддержку высокопоставленных друзей, пьесы Крылова не попадали на сцену, и он решил попробовать себя в журналистике. В 1789 году Крылов самостоятельно издал журнал «Почта духов» — остроумно задуманный альманах в форме переписки вымышленного восточного мудреца с волшебными существами. Под прикрытием этой аллегории 20-летний автор высмеивал пороки общества: взяточничество, невежество, чинопочитание. Журнал выходил восемь месяцев.

Первая попытка прославиться оказалась неудачной, хотя литературные критики отметили Крылова как талантливого продолжателя традиций Фонвизина и Новикова.

В начале 1790-х он вместе с товарищами еще пытался выпускать журналы («Зритель», 1792; «Санкт-Петербургский Меркурий», 1793), но эти издания также не имели успеха.

Департамент Мартышки, Осла, Козла и Медведя

В 1797 году судьба свела его с князем Сергеем Голицыным -опальным аристократом. Голицын взял талантливого литератора под крыло: Крылов стал у него домашним секретарем, библиотекарем, партнером для шахмат и воспитателем детей. В тихой усадьбе князя он продолжал писать комедии и даже отважился на политическую сатиру. Именно там появилась «шу-то-трагедия» «Подщипа» — пьеса, в иносказательной форме высмеивавшая причуды императора Павла I. Спектакль, конечно, не предназначался широкой публике, но дал выход смелому перу автора.

В 1801 году Голицын вернулся на государственную службу и был назначен генерал-губернатором в Риге. Крылов последовал за ним и около двух лет служил правителем канцелярии, по сути управляющим делами губернатора. Благодаря протекции князя старые пьесы Крылова наконец дождались постановки: в Петербурге с успехом шла его комедия «Пирог», и Иван Андреевич прослыл достойным драматургом.

В чиновничьей службе он надолго не задержался: в 1803 году вышел в отставку и покинул Ригу. Существует байка, что он увлекся азартными играми и сорвал крупный куш, за что ему якобы запретили появляться в обеих столицах. Так или иначе, к середине 1800-х годов он остепенился и вернулся к литературе.

Около 1806 года Крылов сблизился с известным поэтом Иваном Дмитриевым — признанным мастером басни. По совету Дмитриева он попробовал перевести несколько басен Лафонтена. Эти пробы -«Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых» были опубликованы. Дмитриев же, прочитав переводы, убедился, что наконец обнаружен истинный дар Крылова (прочитала об этом в статье Владимира Малышева «Актуальный Иван Крылов» на портале «Столетие»). Отныне Крылов сочинял преимущественно басни — короткие аллегорические истории в стихах с глубоким смыслом.

Так, басня «Квартет» отразила волокиту в новом Государственном совете: в 1810 году этот орган разделили на четыре департамента, и министры никак не могли сработаться — что и было высмеяно в образе Мартышки, Осла, Козла и Медведя, без толку играющих музыку.

В 1812 году Крылов поступил на службу в Императорскую публичную библиотеку Санкт-Петербурга -на должность помощника библиотекаря. Эта почетная и относительно спокойная работа обеспечила писателю достойный заработок и оставила достаточно времени для творчества.

От любителей русской словесности

Во время Отечественной войны 1812 года имя баснописца оказалось наряду с именем полководца Кутузова на устах у всего народа. Крылов не сражался на фронте, но его слово тоже воодушевляло войска. Патриотическая басня «Волк на псарне» стала своего рода гимном сопротивления. Сотни русских офицеров знали ее наизусть. Говорят, сам фельдмаршал Кутузов переписывал эту басню для своего штаба и читал перед подчиненными, снимая шапку на строках «А я, приятель, сед…» — чтобы показать седину и напомнить о мудрости опыта. Другая острая басня, «Щука и кот», вышедшая после войны, едко намекала на промахи адмирала Павла Чичагова. В ней звучали знаменитые строки: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, // А сапоги тачать пирожник.» Современники сразу разгадали намек, Чичагов ушел в отставку и до конца жизни избегал появляться на людях.

К собственной славе Крылов отнесся с юмором. Однажды за обедом директор Публичной библиотеки Алексей Оленин посетовал ему: «Ни один литератор не пользуется такой славой, как ты. Твоих басен вышло более десяти изданий». Крылов ответил: «Что же тут удивительного? Мои басни читают дети, а это такой народ, который все истребляет, что ни попадется в руки. Поэтому моих басен много и выходит» (из статьи Арсения Замостьянова «Всероссийский дедушка», журнал «Историк», 2019).

Три десятилетия (1812-1841) Крылов исправно служил в Императорской публичной библиотеке, совмещая работу с литературным творчеством. Причем Крылов внес реальный вклад в развитие библиотеки: историки установили, что именно он первым в России применил систему шифровки книг, существенно упорядочив каталогизацию фондов. Под его руководством Русский отдел библиотеки вырос в четыре раза. Составленные Крыловым подробные алфавитные указатели литературы служили еще долгие годы.

В 1838 году Санкт-Петербург пышно отпраздновал 50-летний юбилей литературной деятельности Ивана Андреевича. Императрица Мария Федоровна распорядилась снабдить празднество лучшими угощениями из царских погребов, столичные купцы присылали корзины деликатесов. Отчеканена памятная медаль с надписью: «2 февраля 1838 года. И.А. Крылову в воспоминание пятидесятилетия литературных его трудов — от любителей русской словесности». Сам император Николай I наградил писателя орденом Святого Станислава II степени. Крылов при дворе держался независимо: например, спокойно отклонил просьбу сочинить хвалебную оду императору, сославшись на отсутствие поэтического настроения.

К этому времени за Крыловым уже закрепилось почтительное прозвище «дедушка Крылов». Как отмечал Петр Вяземский, вся Россия видела в нем добродушного и мудрого сказочника-старика, хотя на самом деле его жизнь таила немало загадок и чудачеств. Пушкин называл Крылова «истинно народным поэтом», а критик Виссарион Белинский писал, что в баснях Крылова «олицетворился русский ум -с его сметливостью, простосердечным лукавством, игривостью и глубокомыслием…».

В том же 1841 году Крылов вышел на пенсию. Одновременно его удостоили звания академика Петербургской академии наук и сохранили полное содержание по службе в качестве пожизненной пенсии. А годом позже 74-летний баснописец завершил и литературные труды, подготовив к печати итоговое собрание своих произведений. В 1843 году вышло каноническое издание басен Крылова в девяти книгах — всего 197 басен.

Ленивый маскарад дедушки

Он окончательно перестал следить за модой и этикетом, поражал окружающих медлительностью и неумеренностью в еде. Возможно, он так и не избавился от страха голода, испытанного в раннем детстве (во время осады Оренбурга). Якобы в один присест он мог поглотить «не менее восьмидесяти, но никак не более ста» устриц. Явное преувеличение, но баснописец действительно был неравнодушен к кулинарным изыскам: обожал пироги, блины с икрой, заливного поросенка, густые щи и стерляжью уху.

Любопытно, что сам писатель, по-видимому, нарочно поддерживал вокруг себя образ ленивого чудака. Жена все того же Оленина однажды дала Крылову совет перед маскарадом: «Вы, Иван Андреевич, вымойтесь да причешитесь, и вас никто не узнает». В петербургской квартире писателя творился настоящий беспорядок: в трех комнатах его жилища, выходивших окнами на Гостиный двор, обитали голуби, которых он кормил зерном на подоконнике. Птицы повсюду пачкали, а гости шутили, что квартира превратилась то ли в медвежью берлогу, то ли в голубятню.

При том бездельником Крылов не был. В 50 с лишним лет баснописец из интереса выучил древнегреческий язык. Овладев греческим, он помогал своему коллеге Николаю Гнедичу в работе над переводом «Илиады» Гомера. А однажды, увидев на уличном представлении индийского факира, жонглирующего горящими шарами, Иван Андреевич загорелся новой идеей — научиться этому фокусничеству, а вскоре уже ловко подбрасывал огни не хуже заморского артиста.

Главной загадкой в жизни баснописца долгое время оставалась его семья. Официально он так и не женился, однако много лет рядом с Крыловым жила верная спутница — простая крепостная женщина по имени Аграфена, которую все звали Феней. Формально она числилась экономкой, прислугой, но современные исследователи полагают, что Феня была гражданской женой писателя. По свидетельствам приятелей, она и книжки ему подавала, и знала наизусть азбуку на нескольких языках. В их доме родилась девочка Саша — как принято считать, дочь Ивана Андреевича. Официально он объявил ее своей крестницей, а Феню называл ключницей. Когда Феня умерла, Крылов удочерил Александру и воспитал ее как родную дочь, а на склоне лет переселился в дом зятя, мужа Александры. В этом доме на Васильевском острове Иван Андреевич нянчил внучат и был по-настоящему спокоен и счастлив.

В ноябре 1844 года Ивана Крылова не стало. Последние дни жизни он провел в кругу семьи, ушел тихо, на 76-м году, окруженный любовью. Похоронили писателя в некрополе мастеров искусств на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры в Петербурге. Через десять лет после кончины, в 1855-м, ему был открыт величественный памятник в Летнем саду — первый в истории российской столицы монумент, воздвигнутый литератору. С тех пор образ доброго седого баснописца, сидящего с книгой в окружении фигур его знаменитых персонажей, украшает город.

Не может Тюмень без Крылова

«Разве может жить дальше Тюмень без улицы Пушкина? Без улицы Гоголя? Без улицы Крылова? Появятся ли они вновь?» Так заканчивается заметка, опубликованная в «Тюменском курьере» в 2006 году, когда на улице Крылова начался масштабный снос. Тогда улица еще находилась в центре, в квартале улиц Профсоюзной — 50 лет Октября — Северной — Eлецкой. К моменту сноса деревянные дома уже полностью пришли в негодность, участок освобождали под застройку, но тем не менее в 2010 году, когда снос почти закончился, в «Тюменском курьере» появилась еще одна заметка с робкими надеждами жителей района, что на этом месте построят сквер. Не случилось.

Без улицы Крылова Тюмень оставалась до 2014 года, пока поселок Антипино не включили в городскую черту и не потребовалось переименовать некоторые из его улиц, чтобы они не дублировали уже имеющиеся в городе топонимы. Так улица Водников стала улицей Ивана Крылова, Ленинградская стала улицей Александра Пушкина, а Звездная — Раздольной (всего новые имена получили 17 улиц и переулков).

Улица Ивана Крылова начинается на перекрестке с улицей Александра Пушкина, у сквера 65-летия Победы, и тянется до Доброго переулка. На ней 26 домов, хотя некоторые и не выходят фасадами на улицу. Практически все многоквартирные, но атмосфера как в деревне — во дворах сушится белье. Зато почти в каждом дворике клумбы, а где-то и полноценные огороды. И хоть дома не такие уж и старые, но явно требуют ремонта. Вот, например, дом № 3 построен в 1976 году, а уже покрыт большими трещинами (жильцы говорят, что из-за этого зимой буквально отапливают улицу), а фасад не красили, по всей вероятности, с года постройки.

Борются за капитальный ремонт и жильцы дома № 17 — крыша протекает аж с 2006 года. Жильцы жаловались в управляющую компанию, но там говорят, что прежнее руководство УК неправильно оформило документы в фонд капитального ремонта, и очередь дома придет только в 2044 году. Зинаида и Леонид Ковешниковы живут на верхнем этаже. «Тазов уже столько, что по коридору пройти нельзя, — говорит хозяин дома Леонид Леонидович. — На полу, на тумбочках, на шкафах, но это все равно не спасает мебель. Недавно пришлось поменять плиту, потому что произошло замыкание». Жильцы обращались в прокуратуру, сейчас готовят документы в суд о пересмотре процента износа кровли, одновременно направив в фонд капитального ремонта письмо об изменении места в очереди. Ждут ответа, а тем временем расставляют тазики: с потолка уже закапало. Снег набивается в прорехи крыши, а потом медленно тает, поэтому зимой в квартирах верхнего этажа постоянная сырость.

С точки зрения удобства улица Ивана Крылова вполне комфортная, есть как сетевые магазины, так и частные круглосуточные, рядом ДК «Поиск», школа и детский сад. С тех пор как в Новоантипино открылся третий корпус детского сада № 155, проблема с местами для детей решилась. Об истории этого детского сада в 2023 году нам рассказывал тогдашний депутат городской думы Алексей Гунбин: » В Антипино есть два корпуса детского сада № 155, которые еще до строительства жилого комплекса были переполнены. Один современнее, а второй совсем старый. Eще когда я работал на НПЗ, мы выделяли сотрудников, чтобы помочь демонтировать старую беседку, депутат Бронников помогал ремонтировать крышу. Когда ЖК достроили, все вереницей пошли с вопросом, когда будет сад. Земля под него действительно была зарезервирована еще на этапе проектирования жилого комплекса. На деле застройщик к строительству сада вообще не имел никакого отношения, а информацию о том, что по плану когда-нибудь тут будет сад, использовал как рекламный ход, а люди восприняли это как обещание. Но войти в план областного бюджетирования — вопрос не моментальный. Это была первостепенная задача моего депутатского срока. Я несколько раз поднимал вопрос на заседаниях городской думы, привлек внимание администрации. Весной 2022 года «Антошка» наконец открылся».

А вот со школой № 32 проблему пока решить так и не удалось. Первый корпус на улице Изумрудной давно переполнен. Для строительства снесли ветхие дома, разработали проект и по первоначальному плану — к 2024 году — ее должны были уже построить. Однако на школу до сих пор не выделили деньги, и проект ждет своей очереди.

Любимое место всего района -красивый берег реки. В самый раз организовать здесь сквер! Названия у зеленого уголка нет, ведь, как объяснял мне Алексей Гунбин, для этого нужно хотя бы минимальное благоустройство. Но мечтам опять не суждено сбыться. Eсть в этом некое пересечение с той улицей Крылова, что была в центре и на месте которой тоже мечтали о сквере. Земельный участок в Антипино включен в проект комплексного развития несмежных территорий. Общая площадь, отведенная под реновацию, составляет 26,74 гектара, и основная часть все-таки в Антипино. Планируется жилое строительство, разрешено возведение разнообразных социальных объектов и религиозных учреждений, а в дальней перспективе, к 2041 году, застройщик обещает даже оформить марину для яхт.

ФОТО ОЛЬГА ИГНАТОВА, litkarta.chelreglib.ru

***
фото: Иван Крылов (фото litkarta.chelreglib.ru);На улице Ивана Крылова.;На улице Ивана Крылова.;На улице Ивана Крылова.;На улице Ивана Крылова.;На улице Ивана Крылова.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта