Тень «Двенадцати»
Гастроли «Мастерской 12» на прошлой неделе завершились пресс-конференцией. Режиссер Никита Михалков собрал журналистов поговорить о серьезном.
Режиссер считает, что сибирский зритель — особенный: сдержанный, но глубокий, с медленным разогревом, но зато каким взрывом эмоций в финале! А спектакль «12» — о нашей готовности тратить себя на другого. В мире, где каждый озабочен собственным выживанием, альтруизм становится роскошью. Но именно он, этот маленький подвиг, способен изменить мир вокруг.
Театр, мы говорим, — это искусство. Но давайте посмотрим правде в глаза: что зачастую доезжает до регионов? Антреприза, где «стол, три стула и ха-ха», по едкому выражению Михалкова. Да, возможно, кто-то пытается убедить нас в нетребовательности регионального зрителя, списывая все на отсутствие вкуса. Но тишина, воцарившаяся в зале во время спектакля «12», куда красноречивее любых оваций. Значит, зрителю нужна серьезная драматургия, подталкивающая к размышлениям о нравственном выборе, о цене человеческой жизни.
Спектакль задел за живое. Помните монолог таксиста, этого несчастного человека, сломленного жизнью и собственными предрассудками, откровения отца, доведшего ребенка до отчаяния? В киноверсии Сергей Гармаш сыграл так, что чувствуешь его боль как свою. Знала заранее, что в спектакле будет этот монолог, ждала его, а все равно, сидя в зале, ощутила, как ком подкатывает к горлу. Рядом со мной женщины украдкой вытирали слезы.
Михалков говорит: «Это режиссура. Профессиональная режиссура. Вообще, все надо режиссировать -семью, страну, собственную жизнь».
