Что вкусное — все местное

На каждого желающего купить кабачок по осени, чтобы органический и выращенный с любовью, обязательно найдется садовод, который не знает, куда эти кабачки девать. Вопрос только в том, как им найти друг друга.
На заседании постоянной комиссии городской думы по экономическому развитию и бюджету обсудили создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Из общего объема продукции, реализуемой в городе, около 40 процентов приходится на товары местного производства. Остальное обеспечивают поставки из других регионов: в Тюмени не делают соль, сахар и часть других позиций, которые заполняют полки через межрегиональные поставки.
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, работающие на тюменский рынок, в основном относятся к малому и микробизнесу. Часть производств постепенно уходит за пределы города, в промышленные зоны и технопарки, но остается поставщиком продукции для тюменских потребителей. Задача города, по словам директора городского департамента потребительского рынка Eлены Eреминой, не в управлении самим производством, а в создании условий для сбыта: формировании товаропроводящей структуры и расширении возможностей для местных производителей и фермеров.
Основным инструментом здесь остаются продовольственные ярмарки. Администрация города проводит ярмарки на трех муниципальных и одной частной площадке, места для продавцов предоставляются безвозмездно по заявкам. Товарооборот, по словам Eреминой, растет опережающими темпами.
Бюджетные средства на организацию ярмарок идут на доставку и монтаж торгового оборудования, прилавков и корнеров, биотуалеты, скатерти, фартуки и прочее необходимое оснащение. В муниципальной программе эти расходы увеличены: если в 2024 году на ярмарки было заложено порядка полутора миллионов рублей, то в 2025-м — около двух с половиной миллионов. В пересчете на одну ярмарку это составляет примерно 150 тысяч рублей в прошлом году и чуть менее 300 тысяч в текущем.
Что касается ситуации на розничных рынках, то в Тюмени таких четыре. Не менее десяти процентов торговых мест на каждом рынке должны быть закреплены за сельхозтоваропроизводителями. Фактически в 2024 и 2025 годах доля таких мест выше. В 2025 году под эту категорию выделено 137 мест, занято около половины. Eлена Михайловна пояснила, что стопроцентной заполняемости здесь не добиваются намеренно: часть мест должна оставаться свободной для ротации, чтобы можно было обеспечивать сменяемость продавцов, разных групп товаров и удовлетворять все поступающие заявки.
В городе действует 103 лотка «Продаем свое», которые садоводам предоставляются бесплатно. Количество их за год выросло более чем в три раза. За уличными прилавками могут разместиться свыше четырехсот продавцов одновременно, на данный момент с гражданами заключено 274 договора. В департаменте считают это положительным результатом: каждый год число оформленных договоров растет, а вместе с ним — правовая грамотность садоводов, постепенно покидающих «дикие» точки у дорог.
К организации городских праздников и фестивалей привлекают тюменских фермеров и производителей. Так в прошлом ставили рекорд по самому длинному шашлыку: продукцию предоставил местный производитель, а готовили ее повара из разных ресторанов. В этом году провели гастрономический фестиваль «Привал Победы», фестиваль «Вкусная Тюмень» и семейный гастрономический проект. Заключались договоры на безвозмездное предоставление торгового места, что тоже считается формой поддержки.
Но продвижение продукции идет не только через ярмарки и фестивали. Товаропроизводители развивают сети фирменных магазинов и нестационарных торговых объектов, работают через торговые центры и секции внутри крупных магазинов. Развиваются интернет-площадки: в период пандемии активно заработали онлайн-магазины и службы доставки, тогда их было 52, сейчас стабильно работают 45. На семи крупных складах товаропроизводители концентрируют продукцию для дальнейшей отгрузки.
Отдельно была затронута тема маркетплейсов и онлайн-торговли. Крупные интернет-площадки и платформы доставки и маркет-плейсы ежегодно наращивают обороты на 20-30 процентов. Вопрос о том, считать ли такие площадки полноправной частью товаропроводящей структуры с точки зрения Минпромторга, пока окончательно не решен, но на уровне города их уже учитывают в общей картине и ведут числовой мониторинг. При этом именно сельхозтоваропроизводители в основном продают через традиционные форматы: ярмарки, рынки, небольшие магазины и точки «Продаем свое». Для них онлайн-каналы остаются сложными из-за требований к сертификации и ответственности за качество.
Качество продукции на ярмарках, по словам Eреминой, обеспечивается за счет обязательного ветеринарного контроля: на каждую ярмарочную площадку приходит специалист, проверяет мясо, молочную и плодоовощную продукцию, только после этого разрешается торговля. В то время как часть продавцов в интернете, особенно в телеграм-каналах, — это начинающие предприниматели, не всегда имеющие полный набор документов. При этом массовых случаев отравлений или жалоб, связанных с фермерской продукцией, не фиксируется.
Депутат Сергей Морев обратил внимание, что одним из крупнейших рынков сбыта может быть социальная сфера: образование, здравоохранение, социальная защита. Он поинтересовался, ведется ли работа по увеличению доли местной продукции в закупках для со-цучреждений и есть ли статистика, сколько продукции тюменских производителей уже поставляется, а какой остается резерв роста.
Eлена Eремина отметила, что есть частные примеры: например, крупы для социальных учреждений фасует местный предприниматель, но сами зерновые выращены в других регионах. При этом подробная статистика по объемам закупок и доле местных производителей находится в ведении областного департамента АПК и профильных ведомств социальной сферы.
Депутат Дмитрий Eлагин поднял вопрос о присутствии тюменской продукции в крупных сетевых магазинах. Он рассказал, что, заходя в одну из федеральных сетей, не увидел там тюменской бутилированной воды и местного мяса, зато много товаров из соседних регионов, и спросил, существуют ли для ретейлеров какие-то нормы или квоты по размещению местной продукции.
Директор департамента напомнила, что закупки регулируются антимонопольным законодательством, и выделять обязательные квоты под конкретный регион нельзя. Взаимодействие с сетями строится через закупочные сессии, которые проводит областной департамент потребительского рынка: ретейлерам представляют линейки продукции местных предприятий, обсуждают условия поставок, и в результате на полках федеральных сетей сейчас до 40 процентов ассортимента составляет продукция тюменских производителей. При этом большинство местных переработчиков -микробизнес, и они не всегда могут обеспечить объем и стабильность поставок, требуемые сетями. Для них более естественный канал — многочисленные магазины «у дома», которые охотно берут на реализацию продукцию небольших производителей. Этот сложившийся тандем — малые предприятия и малый формат торговли — в департаменте считают важной частью городской структуры потребления.
Депутат Георгий Муратов предложил создать на городском портале ресурс, где были бы собраны адреса магазинов и ассортимент местной продукции. По его словам, если у горожан появится удобная «карта тюменских товаров», многие будут готовы специально ехать за любимыми продуктами.
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото:
