X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

В интересах всех детей, без исключения

Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Тюмени растет. В 2021 году мы говорили о 7901 ребенке, в этом году их уже 11476. На заседании постоянной комиссии по социальному развитию депутаты заслушали информацию о мерах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, которым трудно осваивать школьные программы и адаптироваться в обществе.

В 32 школах действует сто отдельных классов для детей с ОВЗ, где учатся 1029 человек. В 27 детских садах открыта 131 группа компенсирующей и комбинированной направленности. Одновременно дети с особенностями развития могут обучаться и в интегрированных группах и классах вместе со сверстниками без ограничений по здоровью. Для речевой помощи организовано 75 логопедических пунктов в школах и детских садах; ежемесячно там получают поддержку 825 детсадовцев и около 1050 школьников.

Перед тем как определить образовательный маршрут, дети проходят обследование в психолого-медико-педагогической комиссии. В 2020 году ПМПК обследовала 2924 ребенка, в 2024 году почти в два раза больше — 4749. За первое полугодие 2025 года комиссией уже проверено 2568 детей.

Развивается система психолого-педагогического консультирования обучающихся, родителей и педагогов. Службы созданы во всех школах города. Основные направления работы: профилактика деструктивного и саморазрушающего поведения, своевременное выявление детей в социально опасном положении и помощь в формировании адаптивных социальных навыков. В 2024 году проведено 5223 групповых мероприятия — консультации, семинары, родительские собрания. За индивидуальной помощью к специалистам обращались 24 042 школьника, из них 6590 детей, требующих особого внимания, 13 780 родителей получили индивидуальные консультации.

В детских садах работают консультативно-методические пункты для семей, чьи дети не посещают дошкольные организации: в 2024 году проведено 1579 консультаций. На базе детского сада № 133 действует служба ранней помощи: за год туда обратились 143 семьи, для 110 из них организовано длительное сопровождение. Специалисты помогают выявлять особенности развития детей раннего возраста и направляют родителей к профильным врачам и педагогам.

Немаловажно, что в школах и детских садах создается комфортная среда для детей с ОВЗ. В 2023-2024 годах разработаны и актуализированы паспорта доступности для 20 объектов образования. На двенадцати объектах размещены контрастные маркировки, на шести установлены тактильные предупреждающие элементы, на 16 смонтированы информационные таблички, дублированные шрифтом Брайля. На шести объектах оборудованы пандусы, на одиннадцати — кнопки вызова помощника, на девяти — специальные туалетные комнаты для маломобильных граждан. Для учреждений приобретено девять инвалидных колясок и лестничных подъемников.

В числе примеров назвали введенные в эксплуатацию школу № 45 и детский сад № 121, где изначально предусмотрены условия для детей с инвалидностью и ОВЗ. Но продолжается переоборудование уже действующих учреждений: адаптировано здание начальной школы-детского сада № 76 на улице Геологоразведчиков, капитальный ремонт прошел в школе № 22. Строительство коррекционной школы на 1101 место на улице Красных Зорь планируют завершить в июле 2026 года.

По сравнению с прошлым годом число специалистов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, выросло на 27,4 процента. В школах и детсадах сегодня трудятся 418 логопедов, 254 тьютора, 101 ассистент, 90 дефектологов и 12 олигофренопедагогов. В 2024 году 919 детей прошли обследование с целью оформления инвалидности, для 3290 детей разработаны индивидуальные программы реабилитации, 3751 ребенок нуждался в психолого-педагогических мероприятиях, для 3729 детей план таких мероприятий выполнен.

В целях профориентации школы сотрудничают с учреждениями среднего профессионального образования. На площадке колледжа производственных и социальных технологий провели мастер-классы по 14 компетенциям: от кондитерского дела до анимации, ландшафтного дизайна, торгового дела и ресторанного сервиса. Дети включены во всероссийский проект «Билет в будущее», муниципальный этап областной олимпиады для детей с ОВЗ, победителями и призерами которого стали 43 обучающихся из 12 школ. Продолжается участие в межведомственном проекте инклюзивных экскурсий «Путешествуй вместе с нами».

Спортивно-оздоровительная часть работы включает участие детей в «Лыжне России», «Кроссе нации», спартакиаде по программе Специальной олимпиады России по настольному теннису, легкой атлетике и лыжным гонкам. В организации мероприятий задействованы социально ориентированные некоммерческие организации: «Новый горизонт», благотворительный фонд «Дыхание жизни», фонд «Покров», объединение молодых инвалидов «Вера».

Депутат Дмитрий Ошурков уточнил, как учитывается мнение родителей при направлении ребенка в специальные классы или отдельные образовательные организации. Директор городского департамента образования Ольга Тренина пояснила, что обучение по адаптированным программам и перевод в коррекционные школы возможны только с согласия родителей, а большинство детей с ОВЗ остаются в обычных школах. В таких случаях используются либо отдельные классы внутри школы, либо интегрированные, когда ребенок учится в общем классе по собственной программе.

Как организовать работу в переполненных классах, где один-два особых ребенка требуют большего внимания? Ольга Владимировна заверила, что учитель планирует урок с учетом таких учеников, часть времени уделяется индивидуальной работе, а при необходимости рядом с ребенком в классе присутствует тьютор или ассистент — это фиксируется в заключении ПМПК. На вопрос о том, что в крупных школах число детей исчисляется тысячами и как удается обеспечить кадры, она подчеркнула, что задачей муниципалитета как раз является подбор таких специалистов, и, по данным департамента, это удается.

Депутат Сергей Пыхалов поддержал развитие инклюзивного образования, но обратил внимание на то, что нужно учитывать интересы всех детей в классе. Он заметил, что при физической инвалидности одноклассники, как правило, проявляют сочувствие и поддержку, а в случае поведенческих особенностей один ребенок может фактически дезорганизовать работу всего класса. Депутат высказал мнение, что при подборе формы обучения нужно особенно внимательно соотносить интересы конкретного ребенка и права остальных школьников, чтобы, помогая одному, не ухудшать условия для других.

Председатель комиссии Eлена Бойко рассказала, что депутаты выезжали в детский сад № 121 и видели, как устроена работа в группах, где есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата: там предусмотрено больше воспитателейх. Она заметила, что с ростом количества детей с особыми потребностями основная нагрузка ложится на педагогов школ и детсадов, которые обязаны отслеживать сложные ситуации и вместе со специалистами искать решение. По ее словам, важнейшей задачей остается социализация таких детей и создание условий, при которых они смогут чувствовать себя комфортно в обществе.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта