X

  • 12 Декабрь
  • 2025 года
  • № 142
  • 5785

С января приглядываемся к знакам

Обновленный ГОСТ, меняющий требования к установке дорожных знаков, вводится в 1 января. Часть нововведений уже опробована в Москве, теперь они станут обязательными по всей стране.

Одна из целей вводимых изменений — уменьшить визуальный шум на улицах. Новый стандарт позволяет совмещать несколько знаков на одном щите. Так, знак «Парковка» теперь может сразу показывать схему постановки автомобиля, и не придется вешать рядом пояснительную табличку. Предупреждение об искусственной неровности можно объединить с указанием рекомендуемой скорости. По расчетам столичных специалистов это позволит демонтировать десятки тысяч лишних знаков, при этом информативность не пострадает.

Меняются и правила установки отдельных указателей. В городах на улицах с разрешенной скоростью движения до 60 км/ч теперь можно не размещать указатели направлений движения по полосам, которые раньше часто дублировали друг друга и перегружали пространство. Напротив, на особо аварийных участках появляется возможность дополнительно дублировать знак ограничения скорости, чтобы привлечь внимание водителей к опасному месту.

Что касается искусственных неровностей, то если перед «лежачим полицейским» стоит знак с рекомендуемой скоростью, отдельный треугольный предупреждающий знак можно не ставить.

Стандарт обновляет размеры парковочных мест: ширина одного места при параллельной парковке вдоль дороги уменьшается с 2,5 до 2,25 метра при сохранении прежней длины. Это сделано для более экономного использования уличного пространства, особенно в плотной городской застройке. При нынешней ширине большинства легковых автомобилей такие параметры считаются достаточными.

Обновленный ГОСТ заменит версию 2004 года и содержит новые технические требования к самим знакам. Жестче регламентируются материалы, качество отражающего покрытия, крепеж, чтобы при монтаже не повреждалась лицевая поверхность. Прописываются требования к комплектации и гарантийным срокам: предусмотрен минимальный срок хранения готового знака не менее пяти лет. Для водителя это означает, что указатели будут более долговечными, хорошо читаемыми и предсказуемыми.

Среди новых дорожных знаков и табличек есть несколько принципиально важных. Появляется вертикальный знак «Стоп-линия» в виде отдельного щита. Eго будут ставить там, где невозможно или неэффективно наносить горизонтальную разметку: на узких участках, при интенсивном износе

покрытия, в условиях, когда краска быстро стирается или скрывается снегом. Такой знак фактически заменяет линию на асфальте и показывает точку, перед которой водитель обязан остановиться на перекрестке со светофором или знаком «Стоп».

Новый информационный знак с рекомендуемой скоростью при проезде неровности представляет собой прямоугольник, где в верхней части указана скорость, а ниже изображен «лежачий полицейский». Он ставится перед искусственными неровностями в населенных пунктах и подсказывает безопасную скорость для плавного проезда. Это должно уменьшить резкие торможения и сделать движение возле школ и в жилых районах более предсказуемым и спокойным.

Отдельным знаком выделяют пешеходов с нарушениями слуха. Новая табличка «Глухие» дополняет уже существующий знак о слепых пешеходах и будет появляться рядом с переходами возле специализированных школ, медучреждений и организаций глухих. Водителю прямо указывают, что люди, переходящие дорогу в этом месте, могут не услышать сигнал автомобиля, и требуется повышенное внимание.

Изменяется и система табличек времени действия знаков. Теперь на них можно указывать не только часы и дни недели, но и месяцы. Появятся указания вроде «Сентябрь — апрель» или «Май — октябрь». Это удобно для сезонных ограничений: например, запретов движения тяжелого транспорта в период весенней распутицы или требований к зимней резине и цепям на отдельных участках. Раньше подобные правила приходилось разъяснять в отдельных документах или оставлять на усмотрение местных властей.

В числе нововведений есть и знаки, отражающие изменения в транспортной среде. В документах отдельно упоминается необходимость учитывать движение средств индивидуальной мобильности — электросамокатов, гироскутеров, моноколес и других устройств, которые уже прописаны в правилах дорожного движения. Для них вводятся соответствующие указатели и режимы, чтобы развести потоки автомобилей, велосипедов, пешеходов и самокатчиков. Кроме того, стандарт предусматривает знаки, связанные с экологическими требованиями, в том числе обозначение зон с ограничениями по экологическому классу транспорта.

Разработчики стандарта и профильные ведомства объясняют обновление сразу несколькими задачами. Это повышение безопасности и снижение аварийности за счет более точного и понятного информирования, адаптация к новым типам транспорта и режимам движения, а также упорядочение городской среды. Водители должны получать меньше противоречивых сигналов и быстрее считывать информацию, а знаки — меньше дублировать друг друга и не отвлекать лишними деталями.

Юлия Кононова

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта