Белоярский. Оазис среди снегов

Рядовые великого похода
Город Белоярский — административный центр Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Расположен в Западной Сибири, на левом берегу Казыма, притока Оби. Возник в 1969 году как опорная база геологоразведчиков и нефтегазостроителей. Так написано в справочниках. Но что же стоит за этими сухими фразами? Откуда есть пошла эта новая земля?
В переводе с древнеславянского (арийского) языка слово «яр» («ар») означает «земля», а в переводе с тюркского переводится как «крутой, обрывистый берег». Добавьте сюда светлый песчаник, и сразу станет понятно, что речь идет о Белой земле. Первый десант, состоящий из семи человек и высадившийся на месте будущего города, увидел именно это — ослепительно белый песок на высоком берегу реки.
Десятью годами ранее, в 1959 году, на Ямале было открыто большое месторождение газа, и потянулись по стране нитки газопроводов. Чтобы поддерживать в трубопроводах необходимое давление газа, требовались компрессорные станции. Для их строительства необходимо было найти такое место, которое было бы удобным для разгрузки строительных материалов и объемных металлоконструкций. Берег Казыма, заросший строевым лесом, идеально подходил для этого. Так было принято решение о создании поселка Белый Яр, датой основания которого принято считать 5 июня 1969 года.
В июле 1969 года на берегу Казыма стали разгружаться первые баржи с трубами, строительным материалом и вагончиками. Первыми организациями на Казымском участке (позднее Белоярском) стали строительные организации СУ-9, СУ-10 и СУ-2. В 1970-м добавилось еще СУ-35, которое занялось строительством первой очереди компрессорной станции.
Одновременно велось строительство жилья и объектов соцкультбыта. Николай Степанович Барсуков, руководитель СУ-10, набрал в бригады плотников — молодых парней, комсомольцев-энтузиастов из Казыма и Полновата, и работа пошла скоростными темпами. Первую улицу, на которой началась городская застройка, назвали улицей Ленина. На ней выросли первые одно- и двухэтажные бараки, первая школа, которая открылась в 1972 году. Тогда за парты сели около полутора сотен ребят. Позднее на улице появились музыкальная школа, отделение милиции и гостиница, но главной улицей она так и не стала. В отличие от многих других городов Союза, главной улицей Белоярского всегда была и остается улица Центральная, которая проходит через весь современный город и выходит к аэропорту. К концу семидесятых на этой улице появились первые пятиэтажки и первая капитальная школа в кирпичном исполнении, ставшая преемником той самой первой школы.
Первое знакомство
Два года назад я с мужем и сыном, как раз в середине декабря, летела в Березово, там живут родители мужа. Обычно мы пользуемся прямым рейсом, но так вышло, что билетов на него оказалось не достать, и мы взяли билеты с пересадкой в Белоярском. Мои подозрения, что что-то пойдет не так, начались еще в Тюмени, когда мы вынуждены были ждать самолет лишних два часа. Запас времени на пересадку стремительно таял, радовало только то, что билет был един, а значит шансы добраться до Березово все-таки были. Таких, как мы, в общей сложности было человек пятнадцать. И все мы, прилетев в Белоярский, очень обрадовались, когда нам сообщили, что самолет до Березово из Ханты-Мансийска еще не вылетел. Да, нужно было провести еще пару часов в ожидании, но это было лучше, чем смотреть вслед улетающему лайнеру.
Для нашей семьи время пролетело незаметно, потому что с маленьким ребенком нам полагалась комната матери и ребенка, куда разрешили пройти и мужу, все равно других посетителей не было. Там нам предложили чай, цветные карандаши и бумагу, а также выдали постельное белье, можно было даже поспать. Часа через два предложили обед… И вот тогда стало понятно, что сегодня мы никуда уже больше не полетим. «Самолет до сих пор не вылетел», -сообщили нам. Eще через часок всех погрузили в автобус и повезли в гостиницу, окна которой выходили на этнокультурный центр «Нуви Ат» — одно из необычных и красивейших мест в городе.
И вот тут-то я и вспомнила, как около десяти лет назад мой коллега по предыдущей работе рассказывал о своем любимом Белояр-ском как о самом лучшем городе на свете. Я считала эти рассказы ностальгией по детству и особо не воспринимала всерьез. Но раз уж волею судьбы я попала в этот город, как я могла упустить случай познакомиться с ним лично?
Северные города по большей части похожи друг на друга. Но Белоярский выбивается из этого списка по всем статьям. Как же описать его кратко, чтобы передать главное? Сначала он напомнил мне цветущий оазис среди пустыни, потом стал похож на небольшой европейский городок, завораживающий своей архитектурой и убранством, а потом внезапно превратился в курортный город, который, казалось, стоит не среди снегов, а на берегу океана (не случайно стоящий в изголовье центральной улицы шикарный отель напоминает огромный круизный лайнер). Чистый искрящийся снег только усиливал эту ассоциацию, напоминая белый песок.
Что и говорить: когда речь зашла о том, чтобы рассказать о Белоярском, я точно знала, к кому обратиться с вопросами.
Тогда еще Белый Яр
Первый раз Александр Стафеев приехал в Белый Яр шести лет отроду. Eго с сестрой и матерью привез туда отец, чтобы они смогли осмотреться. Жили они тогда в поселке Червоный Донец в Харьковской области, где у них была благоустроенная двухкомнатная квартира в пятиэтажке. Отец уехал на Север в 1980-м за длинным рублем, как тогда говорили, и через три года привез с собой семью.
Для маленького Саши сама дорога на Север стала настоящим приключением. Первый раз в жизни он уезжал куда-то дальше районного центра, да еще и летел на самолете! Сначала на большом самолете ТУ-134 из Харькова до Тюмени, затем из Тюмени уже на грузовом АН-26 (потому что на пассажирский самолет не было мест) до Березово, а оттуда уже на вертолете до Белого Яра. На вертолеты билеты тогда не продавались, так как регулярных рейсов не было. Вертолеты были транспортом, который перевозил вахтовиков и грузы. Узнать, есть ли свободные места, диспетчер мог только после его посадки, связавшись с пилотом. По сути, договариваться с вертолетчиками, чтобы взяли с собой, нужно было как на дороге с попуткой. Были места — брали, не было — ждали следующего. Чуть позднее, когда сделали небольшую взлетную полосу, в Белый Яр стал летать маленький самолет АН-2. Улететь на нем можно было в Березово или Игрим, билет стоил три рубля в один конец. Eще по реке ходили «Метеоры». Другого транспорта, связывающего маленькие поселки с большими, попросту не было.

— Высадили нас практически среди тайги, — вспоминает Александр. -Никакой полосы тогда еще не было, стояла лишь небольшая будка, считавшаяся аэропортом, а вокруг песок. Белый-белый, и на солнце он не просто блестел — светился, а небо чистое и такое голубое-голубое. И жара неимоверная, за 40 градусов. Там нас посадили в кунг (закрытый кузов грузового автомобиля) и повезли. Кунг был деревянный с маленькими окошечками под потолком — ничего не видно, а трясет знатно. Высадили нас в самом центре города, и первое, что меня поразило, — это огромное количество собак.
Первых собак в Белый Яр завезли геологи. Собаки начали плодиться, а идти им особо было некуда: с одной стороны река, с другой — болото. Они начали сбиваться в стаи. Те, которые жили в городе, были не злыми, а те, что уходили в лес, дичали и представляли опасность. С одной такой стаей Саша с друзьями столкнулся на рыбалке, про сон тогда пришлось забыть, а пойманный улов отдать. Но это было уже в старших классах.

А пока Саша с мамой и сестрой поселились у дяди, брата отца, в пятиэтажке в центре, а утром следующего дня отправились к отцу в вагон-городок СУ-7, что стоял у Протоки. Сейчас этой реки уже нет, засыпали, а тогда речка была, хоть и небольшая, но на моторках по ней ездили. На берегу этой Протоки стоял прямоугольником вагон-городок. Одну сторону городка занимали жилые бочки, две стороны — вагончики, и еще одну — коттеджи. Коттеджи — те же вагончики, только более удобные, так как вход у них был не с торца, а посередине. Отец Саши жил в «холостом» вагончике, который они с мужиками делили на четверых. Но для семьи предложили вариант на выбор. Бочкой мама Саши совсем не впечатлилась, хоть был в ней и обустроенный туалет, а вот в коттедже ей показалось не так уж и плохо. Две комнаты по краям, посередине кухня, но туалет на улице. Отец пообещал матери, что сделает пристройку, в которой оборудует и туалет, и ванну. На том и порешили.
— Мама у меня учительница, -продолжает Александр, — поэтому сразу же устроилась на работу во вторую школу, она как раз только открылась. Меня тоже в первый класс туда записали, а сестру — в третий. И начались у нас суровые будни. Осенью было еще ничего, а потом пришла зима. Помимо того, что на улице стоял трескучий мороз, так еще и в вагончике было холодно. К первой зиме отец сделал пристройку, но что-то напутал с отоплением, и батареи постоянно были холодными. Весь вагончик был уставлен обогревателями, но они не сильно помогали. Пережив эту первую зиму, мы привыкли и к такому огромному количеству снега, и к морозам, а дальше пошло уже легче.
В школу ходили пешком. Летом идти нужно было по берегу вдоль Протоки минут двадцать, зимой спускались и шли прямо по реке, там тропинка была протоптана, и получалось короче и быстрее. Поначалу в школе было достаточно свободно, в классах человек по двадцать. Но за два следующих года численность детей резко возросла, и уже к третьему классу школа оказалась перегруженной — работала в три смены. Встал вопрос о строительстве новой школы. Началось такое время, когда люди переезжали семьями и создавались новые семьи. На тот момент в городе функционировала больница, в которой был уже свой роддом (до этого рожениц отправляли вертолетом в Березово). Город разрастался.
— Вообще, очень дружно и весело мы жили. Зимой в первую очередь, как проснешься, бежишь отскребать окно, чтобы посмотреть на градусник. Отскребешь, фонариком посветишь, если там минус 30 и ниже, то потом сидишь и ждешь, что по радио скажут, отменят занятия или нет. В начальной школе часто бывало, что не учились. И это было самое классное время. Как только рассветет, мы бежали скорее к реке, чтобы кататься с горки. Катались на пленках, которыми трубы изолировали. Эта пленка очень клейкая, мы ее раскатывали, в два раза складывали, склеивали, ножом вырезали ручку, чтобы удобнее было таскать, и получалось намного круче санок. Чем длиннее, тем больше человек умещалось. Пленка зимой -это было наше все. Лучшая забава. А еще, конечно, играли в «царя горы». Снега было море. Гора получалась такая, что пока забираешься да отбиваешься, сил уже не останется. Eсли сбросили тебя, то все, второй раз уже вряд ли залезешь.
На лето многие разъезжались. Саша с мамой, сестрой, а позднее уже и с маленьким братиком, уезжал на лето к бабушке на Украину. Отец его работал на компрессорных станциях слесарем КИПиА, наладчиком оборудования. Летом у них был самый сезон, и в отпуска их не сильно отпускали. Поэтому пока семья отдыхала, он в свободное время что-то достраивал, что-то улучшал. Так в доме, помимо туалета, появилась ванная, куда кроме отопления отец провел и горячую воду, и погреб, где хранили всякие заготовки и то, что летом завозили, так называемый северный завоз. Года через два в погреб стали спускать и картошку, потому что пошли огороды. В поселке создали первый совхоз, появилось и удобрение. Eго покупали, мешали с песком, и в такой почве уже могло что-нибудь уродиться. Магазинов как таковых практически не было. Самым популярным был «Хлеб», в который каждый день выстраивалась огромная очередь. В Сашиной семье за хлебом отправляли либо его, либо сестру, потому что родители были целый день на работе. За первый завоз хлеба могло и не хватить, тогда приходилось ждать следующую машину. Вариантов не было — это был единственный хлебный магазин в городе.
В 1986 году через Протоку, где начиналась тайга, в обмен на лес и газ финны поставили первый мобильный городок — так называемый финский комплекс, который был полностью автономным. В него входило пять двухэтажных домиков, шесть одноэтажных, спортивно-культурный комплекс, пекарня с магазинчиком и разного рода обслуживающие организации. Была у него и своя котельная. Вот в таком доме Сашина мама и выбила квартиру для своей семьи. Правда, однокомнатную, но зато полностью благоустроенную. И открылась у семьи Стафеевых новая страница жизни в Белом Яре.
Новая страница в жизни города
В 1988 году поселку был присвоен статус города, он отделился от Березовского района и стал центром нового — Белоярского района. К тому моменту город представлял собой центральную благоустроенную часть, окруженную вагон-городками различных управлений и бамовскими домиками. Жили дружно, дверей не закрывали, летом все вместе ездили по грибы и ягоды, осенью — за шишками. На здании хлебного магазина все годы висел большой плакат: «В единой семье народной — к торжеству коммунизма!». И так и жили жители этого северного городка долгие годы.
Я спросила Александра, как, по его мнению, Белоярскому удалось так расцвести в последние годы. В чем секрет?
— Я думаю, дело в главе нашего города Сергее Маненкове. С момента, как город образовался, и по сей день он остается его бессменным лидером. Он, как и Сергей Собянин, и Александр Филипенко (бывший губернатор Югры), выходец из Березовского райкома партии. Человек, который вырос вместе с этим городом и знает о нем вс и все делает для людей. В таком маленьком городке лучшие на Севере дворец спорта и хоккейный корт, хороший аэропорт с полноценной взлетной полосой для средней авиации и много всего другого. И планы у мэра наполеоновские. Сейчас добивается строительства моста через Обь, который не только станет связующей нитью с Большой землей, но и откроет новый северный путь до Надыма. Я вот так считаю, если ты взял на себя ответственность, неважно: за семью, за страну или за город, то значит взял ее на всю жизнь и отвечаешь за это. Значит понимаешь, что твой наследник за тобой пойдет, и что ты ему передашь — от тебя зависит. Вот наш мэр именно такой. Поэтому и город такой — красивый, уютный и современный.
Фото из личного архива и пресс-службы города Белоярский
***
фото: Город Белоярский;Школьники на экскурсии на трассе строящегося газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород, 1986 год; «время хлебных очередей»; символ края — белая сова; местная рыбачка.;Компрессорная станция
