«Конек-горбунок» проскакал сквозь эпоху

Случилось событие, которое трудно назвать просто премьерой: в пятницу в ДК «Нефтяник» показали восстановленный «Конек-горбунок» Александра Роу 1941 года.
Перед показом состоялась церемония передачи в дар Тюменской области флеш-накопителя с восстановленной версией картины и репринта оригинальной афиши киноленты того времени.
Многолетняя работа специалистов Госфильмофонда России завершилась. Возвращение на экран восстановленного первого игрового фильма, снятого на цветную пленку, стало для региона событием масштаба не только культурного, но и исторического.
И это не случайно. Петр Eршов, автор сказки, родом из Приишимья, работал в Тобольске. Западная Сибирь давно сделала Конька своим культурным символом: Ишим, Тобольск, Тюмень — у каждого здесь есть своя точка, связанная с Eршовым.
Лента, пережившая восемь десятилетий, стала ярче, контрастнее, живее, чем ее могли видеть зрители военного времени. Напомню, премьера фильма состоялась в Москве 24 июля 1941 года. А уже через неделю фильм шел в массовом прокате, соседствуя с военной хроникой. Мир рушится, а крестьянский сын Иван отправляется в волшебный путь, встречает говорящего Конька, служит царю, добывает диковинных существ и спасает заколдованного кита. В итоге преображается в прекрасного юношу и обретает любовь Царь-девицы, а старый царь погибает от собственной глупости. Сказка о чуде, справедливости и победе добра… Александр Роу, взявшись за экранизацию «Конька-горбунка», поступил как вольный художник. Он отбросил литературный авторский багаж Eршова, оставив лишь канву сказки, дабы сплести на ней собственное кинематографическое полотно. Роу не иллюстрировал текст, он создавал параллельную реальность, где дух произведения живет своей собственной экранной жизнью.
«Конек-горбунок» снят по технологии «виражной двухцветки». Представьте себе два негатива: сине-зеленый и красно-оранжевый. Накладываясь друг на друга, они рождали цвет. Технология была несовершенна, но Роу превратил ее недостатки в достоинства. «Рваные» переходы цветов стали частью волшебного мира, словно мазки живой акварели, создающие ощущение чуда. Именно этот эффект и предстояло вернуть реставраторам.
Сначала специалисты бережно очистили пленку, сдувая пылинки. Затем обработали ультразвуком, словно провели ей глубокую химчистку. Потом фильм оцифровали, убрали царапины и дефекты с помощью компьютерных технологий. И только после этого началась цветокоррекция. Как объяснила советник гендиректора Госфильмофонда Диана Маштакеева: «Вся сложность заключается в том, чтобы отреставрировать негатив, который при наложении дает цвет. «Конек-горбунок» — первый советский художественный сказочный фильм в цвете. Цифровая реставрация, проведенная руками специалистов Госфильмофонда — это именно то, что задумывал автор. Показ ценен не только формированием эстетического взгляда, но и тем, что зритель может оценить технологии 40-х годов. Важно, что именно этот сюжет предлагается в непростой период развития нашей страны как ориентир на сохранение исторической памяти».

Чтобы понять сложность задачи, представьте, что вы восстанавливаете старинную фреску, где краски выцвели и потрескались. Нужно не просто нарисовать новые цвета, а понять, какие были изначально, как сочетались друг с другом, как их восстановить, сохранив дух времени.
Говоря простым языком, раньше мы смотрели на фильм сквозь запотевшее стекло. Цвета были, но тусклые, размытые. Теперь стекло протерли! И мир сказки заиграл по-новому, считает главный искусствовед Госфильмофонда Кирилл Власкин.
Киновед, вице-президент гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, член Союза кинематографистов РФ, член Союза журналистов России Николай Майоров заверил, что искусственный интеллект в работе, которая длилась около пяти лет, не задействовали. Реставраторы Госфильмофонда открыли все цвета, которые сохранила пленка. Их работа была очень кропотливой, и результат действительно впечатляет: сказка заиграла новыми красками, но сохранила при этом свое прежнее очарование.
Идея организовать показ ленты в Тюмени принадлежит депутатам областной думы Эдуарду Омарову и Андрею Артюхову. После субботнего показа в Тюмени «Конек» отправился в Тобольск, во Дворец наместника.
ФОТО АННА АНГEЛ
***
фото:
