X

  • 20 Январь
  • 2026 года
  • № 3
  • 5794

Кокой он, идеальный артист?

17 января в России впервые отмечался День артиста. А 18 января отметил 35-летие альма-матер тюменских артистов — институт культуры.

Позволить себе отметить оба праздника может любой факультет института, но я пришла в гости к цикловой комиссии актерского искусства колледжа искусств ТГИК.

— Думаю, стоит объяснить, что значит цикловая комиссия, — смеется заслуженная артистка России Eлена Орлова. — Мы с Валерием Викторовичем Архиповым жили в Самаре, я работала в театре «Понедельник», а в Тюмень приезжала работать над проектом «Опера в Тюмени». Наши с Валерием Викторовичем труды были отмечены, и в 2011 году правительство Тюменской области пригласило нас открыть кафедру актерского искусства в институте культуры. Это было звено высшего образования, выпускники получали специальность «артист драматического театра и кино». В 2020 году приказом Владимира Мединского во всех институтах культуры по стране начали упразднять кафедры актерского мастерства, они остались только на платной основе либо закрылись. Так с 2020 года мы стали учебным подразделением колледжа искусств и перешли в разряд среднего специального образования. Мы по привычке иногда называем себя кафедрой или отделением актерского искусства, но правильное название почему-то — именно «цикловая комиссия».

По словам Eлены Викторовны, изменения коснулись только возраста абитуриентов (их принимают начиная с девятого класса) и формулировки в их дипломах, хотя профессия все та же — артист драматического театра и кино. В процессе же обучения не изменилось практически ничего. У отделения все еще есть собственный камерный зал, есть возможность выступать на большой сцене колледжа, часто крупные проекты делаются совместно с другими кафедрами. Например, недавно Eлена Викторовна поставила на сцене «Нефтяника» оперу-балет «Дитя и волшебство», где играли 65 человек — все ее студенты (некоторые из них исполнили оперные арии!), студенты и педагоги вокального и хореографического отделений.

— Мне интересно работать со средним звеном. Многие спрашивают, имеют ли право выпускники колледжа работать в театре. Имеют, у них есть конкретная профессия, причем берут их очень охотно, ведь они выпускаются уже в двадцать лет, а театрам нужны молодые ребята, роли есть разные. В последнем выпуске десять из двенадцати студентов устроились работать в театры. Двое работают в Нягани, двое устроились в Русский драматический театр в Уфе, одна девочка в Лысьве, одна уехала в Мурманск. По всей России разъезжаются наши выпускники. Раньше я бы сказала, что провинциальные театры маленькие, а сейчас понимаю, что выпускникам стоит идти именно туда: в таких театрах есть возможность развиваться, пробовать разные роли, а не стоять с алебардой в ожидании своей очереди.

Eлена Викторовна советует выпускникам не поступать на высшее актерское образование сразу после колледжа. Заслуженная артистка убеждена, что сначала стоит пойти служить в театр, попробовать профессию на практике и понять, что такое настоящий театр; может быть, им захочется по-другому выстроить вектор своей профессиональной деятельности. Ведь с базой актерского образования можно стать и режиссером, и продюсером, и театроведом, а позже получить уже по этим специальностям высшее образование. Вот, например, одна выпускница устроилась в Ульяновский молодежный театр, а через год поступила в ГИТИС на театроведческое отделение заочно. Театр это принимает и помогает растить собственного критика. Или другой выпускник, который еще во время учебы увлекался танцами, после колледжа поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию на балетмейстерский факультет (выпускников этого отделения потом берут работать в Мариинский и Большой театры).

Сейчас он ставит спектакли и снова учится, теперь уже в академии Пины Бауш.

— Наше разнообразие дисциплин позволяет выпустить всесторонне развитых артистов: мастерство актера, сценическая речь, танец классический и современный, вокал, игра на музыкальных инструментах (преподают эту дисциплину педагоги музыкальных кафедр. —Авт.), французский язык, сценическое движение, в котором есть такой крупный раздел, как фехтование, история кино, история театра. У нас тут практически институт благородных девиц, разве что на лошадях не ездим!

Это, по мнению педагога, не только хорошо готовит к будущей работе, но и крайне обогащает студентов в личностном плане. С таким багажом знаний можно поддерживать любую коммуникацию.

— Я вижу, как живое общение исчезает из нашей жизни, люди общаются в интернете, им все труднее говорить вживую. Даже по нашим абитуриентам видно, что им труднее формулировать мысли, двигаться. Все это выправляется в процессе обучения. Но общество и само устает от этого. Возможно, поэтому такое внимание сегодня уделяется профессии актера; вот учредили День артиста. И это внимание оправданно. Все больше ребят занимаются в театральных студиях, даже если они не планируют потом становиться артистами, это толчок, ведь дети сегодня очень закрытые, многие с психологическими зажимами. А какая прелесть эти «Пушкинские карты»! Государство дает возможность бесплатно посещать театры и музеи, выходить в реальный мир. Я убеждена, что сегодня очень много делается для молодежи, и у молодых актеров куда больше возможностей развиваться во всех сферах, чем было когда-то у нас.

При этом, по мнению Eлены Орловой, на службу в театр можно поступить и без образования, но для этого нужен талант, а с ним только рождаются. В кино проще: можно подойти по типажу и сделать много дублей, в театре же процесс более сложный. Но даже самородки идут за образованием не ради корочки, а чтобы узнать профессию глубже, дать твердую почву своему таланту.

— Артист должен быть вдумчивым, скромным, хорошо образованным человеком, который любит не себя в профессии, а саму профессию, любит все службы театра, любит зрителей, не теряя страсти к искусству. Главное, чтобы ему было что сказать со сцены, и он нес ответственность за каждое выступление.

… Январь для молодых артистов — время не только праздников, но и сессии. Тут и там в коридорах колледжа идет подготовка: две девушки репетируют совместный этюд на лютнях, еще одна с задумчивым видом сидит на шпагате прямо у столовой, а в метре от нее молодые люди что-то пишут в нотных тетрадях.

— В коридорах и общей гримерке постоянно идут репетиции, -рассказывает второкурсница Вероника Колбаскина. — Eсли пара с преподавателем вечером, то мы приходим к 9 утра и репетируем. Иногда и вечером задерживаемся, чтобы отработать этюды к завтрашнему дню.

— Сейчас на мастерстве актера мы сдаем этюды по наблюдению за растениями, предметами, животными, явлениями, — рассказывает первокурсница Валентина Крюкова. — Я буду показывать мусорное ведро, лягушку и парный этюд «пингвин и пингвиниха». Лягушка появилась, потому что из первых букв моего имени и фамилии получается КВА. А мусорное ведро кто-то из ребят предложил.

У каждого студента своя история того, как они решились учиться на актеров.

— Мне с детства нравилось пародировать, — говорит студент третьего курса Иван Тюменцев. — Я не ходил в детский сад и устраивал бесконечные концерты бабушке с дедушкой. Больше всего любил изображать Аллу Пугачеву. Потом была театральная студия в доме культуры в моем родном селе Бердюжье. После девятого класса я поступил на актерское отделение Тобольского колледжа культуры. Переночевал одну ночь в общежитии и вернулся домой. Понял, что душа не лежит и что не смогу там учиться. На следующий год поступил в Тюмень.

Чтобы поступить на актерское, недостаточно результатов ОГЭ, нужно пройти два этапа вступительных испытаний: на первом читают стихи, басни, отрывки из прозы, исполняют импровизированные этюды, поют и танцуют. На втором — собеседование с комиссией, где постараются выяснить твой уровень общей культуры, знаний в области театра, литературы, музыки и живописи.

— Я вообще не помню вступительных, все как в тумане было, -признается Ваня. — Я читал монолог из «Тети Гали». Сложно было с выбором стиха, мне ничего не нравилось; решил, что сейчас возьму с полки любую книгу, открою на любой странице и вот это буду комиссии читать. Выпало «Как цыгане поют» Эдуарда Асадова. А я с детства люблю цыганскую эстетику, решил, что это судьба.

Иван честно говорит: думал, что учиться будет полегче.

— Я понимал, что учеба это работа, но не предполагал, что будет так трудно. Мне сложно экспериментировать, выходить за собственные рамки. Вот сейчас мы ставим спектакль по Островскому «На всякого мудреца довольно простоты», вчера первый раз вышли на сцену с текстом, и надо бы уже начать импровизировать и расслабиться, а я все еще внутренне напряжен.

Вот поэтому преподаватели стараются ученикам дать возможность попробовать себя в разных амплуа, тренируя гибкость сознания. По рассказам выпускников, потом в театре режиссеры этим не занимаются, тут уж либо умеешь, либо нет.

— Мне выпускаться в следующем году, но еще учиться и учиться, — рассуждает Иван. — Вообще не уверен, что эту профессию реально освоить до конца, должна быть постоянная работа над собой. Из того, что нам сейчас дают, я стараюсь брать по максимуму. Недавно на физкультуре играли в баскетбол, и я подумал: вдруг доведется баскетболиста играть, надо научиться мяч на пальце крутить!

Фото из архива учебного театра «Актис»

***
фото: Елена Орлова, показ оперы-балета «Дитя и волшебство»; Иван Тюменцев, спектакль «сказка о царе Салтане».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта