X

  • 20 Январь
  • 2026 года
  • № 3
  • 5794

«Не Париж, но нежность»

Тюмень, конечно, не Париж, но в ее культурном пространстве, кроме «макрамешек» и свечей из вощины, прорастает цветок нежности. В предновогодние дни в информационно-библиотечном центре для молодежи развернулась выставка «Куклы. Золотой век» Галины Шульгиной.

Сорок копий и аксессуаров европейских производителей, включая образцы из Германии и Франции, середины XIX века. Все они -словно гости из другого времени, пришли, чтобы напомнить о вечных ценностях.

Гордость собрания — кукла Казимира Брю, словно само воплощение «Моны Лизы» — эдакая императрица Eвгения, супруга Наполеона III, застывшая в фарфоре, с намеком на вечную загадку в полуулыбке. Рядом — кукла фабрики Эмиля Жумо, ни много ни мало — юный король Генрих IV Наваррский. В глубине витрины сверкает китайская фарфоровая кукла конца XIX века, словно сошедшая со старинной гравюры.

Что всплывает в памяти при слове «кукла»? Зловещий взгляд фарфорового лица из фильма ужасов? Засаленная тряпичная подружка, исписанная фломастерами? Безликий пластиковый клон, чье бессмертие пугает больше мумии фараона? А у кого-то, быть может, всплывет жутковатый Щелкунчик Гофмана? Или, наоборот, рождественский вечер в доме Штальбаумов, залитый светом свечей и наполненный музыкой Чайковского, где куклы оживают и рассказывают свои сказки?

Кукла — это же квинтэссенция детства, концентрат воспоминаний, слепок времени. Сначала ты с ней шепчешься, наряжаешь. А потом -антресоли, пыль и забвение… Но есть среди нас те, кто не расстается с куклами. Для них это не просто хобби, а образ жизни, настоящий «кукольный синдром». Они выискивают сокровища на барахолках, аукционах, специализированных сайтах, часами просиживают в интернете, выслеживая редкий экземпляр. Словно охотницы за удачей, бережно выставляют свои трофеи в социальных сетях. Взахлеб рассказывают о каждом новом приобретении.

Галина Шульгина — человек в регионе известный, в России таких единицы, ведущий художник, специализирующийся на создании репродукций антикварных кукол в России, член творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства и многократный лауреат международных выставок. Она не просто коллекционер и реставратор, а интерпретатор моды, вдохновенно воссоздающий элегантность кукольных барышень. Каждый шов, каждая крохотная розочка выполнены с ювелирной точностью. Платья украшены крошечными лентами, бантами, бисером. Полный комплект: обувь, шляпки, сумочки. Все, как у настоящих барышень того времени: корсеты, кринолины, турнюры, изящные туфельки, шляпки, украшенные перьями, — каждая деталь дышит подлинностью. Это кропотливый труд, требующий не только ювелирного мастерства, но и эрудиции. «Я воссоздаю эти образы по сохранившимся фрагментам, по описаниям в старинных книгах, — рассказывает Галина Николаевна. — В наше время все упрощается, все стремится к массовости. Для такой кропотливой работы просто не остается места. При этом в последние десятилетия собирательство антикварных кукол перестало быть чем-то экзотическим, превратившись в довольно популярное занятие. И это неудивительно, ведь в этих хрупких созданиях, застывших во времени, заключена целая эпоха».

…Первые куклы, напоминающие людей, появились в XIV веке, рассказывает Галина, но их знакомые нам фарфоровые лица — гораздо позже. Сначала кукол вырезали из дерева, а затем стали экспериментировать: использовали кожу животных, шили кукольную одежду. Пик кукольного искусства приходится на период с 1850 по 1930 год — время ручной работы и натуральных материалов. Франция была законодателем кукольной моды, затем Германия запустила промышленное производство.

Французские отличались исключительным сходством с живыми людьми: глаза из выдувного стекла, натуральные волосы и нежный румянец. Немецкие куклы стоили дешевле из-за поточного производства. Особым шиком были куклы с механизмом, они — настоящая редкость.

В России их изготавливали на заказ, для украшения интерьера и для детей императорской семьи. Русские куклы отличались роскошью и изысканными нарядами. Фарфоровые лица, сделанные русскими мастерами, ценились во Франции и Германии. Кукла была символом достатка, их даже брали напрокат для фото! Сегодня найти русский экземпляр той эпохи — большая удача. Дошедшие до нас — это цепь истории семей, переживших революцию и войны. Их прятали и берегли.

Заказчиков у Галины много, и они дотошные. Они не просто куклы покупают. Посредством копий они покупают причастность к вечному искусству, причастность к прошлому, это как мостик в невозвратное время.

.Но оказывается, что долгое время Галина копалась вовсе не в кружевах и шелках. Eе стихией были черные ящики самолетов, схемы и таблицы технических характеристик. Она расшифровывала тайны полетных происшествий, была человеком, далеким от мира детских забав. Казалось бы, где инженерная наука, а где -антикварные куклы? Однако привычка к точности, техничности и скрупулезным расчетам пригодилась и тут.

…На открытии выставки, конечно, только женщины. Удивительно, большинство — элегантные дамы в возрасте. Галина принесла одну из своих любимиц, «немку» девятнадцатого века, фрау с фарфоровым лицом. Eе пустили по рукам. И дамы, казалось, преобразились на глазах.

«Что вас так взбудоражило?» -спрашиваю я.

«Ну мы же все девочки!» — почти хором ответили они.

И почему бы не создать себе настроение, забыть на время о суете и окунуться в атмосферу изящества? Возможно, именно здесь, в этих фарфоровых глазах и шелковых нарядах, мы найдем то, что так давно искали, — гармонию и вдохновение. И знаете что? Эта история продлится до самой весны.

Татьяна Ямова

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта