В ритме большого сердца

Обычно, когда человеку больно или грустно за себя или за другого, сердце его словно сжимается. А сжимается — значит, становится маленьким и твердым. Но есть среди нас и такие, у кого от боли и грусти сердце становится только больше. И мягче. Десять лет в Тюмени существует центр помощи детям «От сердца к сердцу».
Начинался центр с одного человека, его теперешнего директора Марины Осоткиной.
С подросткового возраста ей хотелось помогать людям, не важно, большим или маленьким, здоровым или больным, бездомным или тем, кто попала в беду. «Помогать другим — это важно, — уверена Марина Викторовна. — Я вообще считаю, что человек приходит в этот мир служить во благо людям и всем живым существам. Почему это так важно для меня? Ну, наверное, потому, что мне сердечно больно за людей, может быть, в силу характера или природа такая». А еще в подростковом возрасте Марина Викторовна сама столкнулась с трудностями, — у нее тяжело заболела мама. И тогда, будучи еще девочкой, она решила, что когда вырастет, то сделает хоть что-нибудь, чтобы облегчить жизнь тому, кому тяжело.
Прошло время, Марина Викторовна выросла, у нее уже появились свои дети, и, хоть и желание помогать осталось, но специальность изначально она выбрала экономическую. Вроде бы и работа была хорошая, и должность, и зарплата, — но все как-то не для души. А потом она пришла помогать в воскресную школу при монастыре, и эта деятельность перевернула всю ее жизнь. Оставались только сомнения, что выбрать — пойти учиться на врача или на педагога? Выбор помогла сделать обычная монета: «орел» или «решка»? Так в полку будущих учителей и прибыло на одну Марину, которая стала жадно поглощать знания, открывшие ей волшебный мир педагогики. Когда институт психологии и педагогики остался за плечами, Марина Викторовна решила углубиться в профессию и пошла за практической базой в педагогический колледж (ныне колледж цифровых и педагогических технологий). Тогда же и пришло решение — начать полученные знания применять на практике.
Она обратилась к заведующей онкодиспансером в «Медицинском городе» (что на улице Барнаульской) с предложением на добровольных началах организовать работу с детьми, которые проходили у них лечение. Дети онкогематологического профиля получали соответствующую терапию и в ОКБ № 1, но если в областной больнице какая-то волонтерская деятельность велась, то до Барнаульской она не дотягивалась.
Администрация «Медицинского города» откликнулась, и Марина Викторовна задумалась, что она одна сможет сделать? Она начала стучать во все двери. Написала пост на своей странице, что начинает волонтерскую деятельность в детском онкоотделении. Отозвались первые волонтеры, в основном студенты медакадемии, с которыми у нее до сих пор теплые отношения. Так начались трудовые буди первых волонтеров в медицинском городе.
— Там были замечательные детские онкологи, мы с ними познакомились, подружились, — рассказывает Марина Викторовна. — На предложение приходить к детям они отреагировали очень хорошо, особенно им понравилось, что я предложила педагогическую помощь. Лечение при онкологии, как правило, длительное, иногда и по несколько лет. Чтобы ребенок не уходил в болезнь, его мысли нужно направить на что-то позитивное, на творчество. К тому же после химиотерапии теряется чувствительность пальцев, и мелкая моторика помогает ее восстановить. А еще детям просто жизненно необходимы игры!
Создать такое в больнице непросто, особенно когда карантин. Дети вынуждены подолгу находиться в одной палате, зачастую им не разрешают даже гулять. Все, что удалось тогда — это общаться, проводить развивающие занятия и игры. Особенно детям нравились прятки, которые устраивали прямо в отделении. Несмотря на шум и визг, который при этом стоял, персонал больницы относился очень позитивно.
Так, начатое добровольное волонтерское движение в 2015 году переросло в настоящую организацию, которую как юридическое лицо оформили спустя четыре года. Но тогда же, еще в 2015 году, Марина Викторовна поняла, что детям помимо развивающих программ необходимо создать условия для полноценного обучения и освоения школьной программы. Она сама и некоторые другие волонтеры из педколлежда оказывали репетиторскую помощь тому, кто особенно в ней нуждался.
Образовательный процесс в больнице был налажен, но, по мнению многих родителей, недостаточно: детям предлагалось дистанционно, через веб-камеру, подключаться к своему классу на уроке, что было не всегда удобно. А те дети, которые находились на домашнем обучении (то есть не посещали школу, а были прикреплены к классу, где им выдавались учебники и задания, и учитель навещал их на дому) и вовсе прерывали обучение, когда оказывались в больнице, либо эта задача ложилась на плечи родителей.
— Тогда я не готова была предложить больнице альтернативный вариант тому, что есть, но сейчас уже есть идеи, как можно все организовать, — продолжает Марина Викторовна. — В конце прошлого года мы договорились с заведующей уже в ОКБ № 1, где мы сейчас проводим занятия с детьми, что для начала изучим спрос. Для этого перед нашими волонтерами поставили задачу — поговорить с родителями детей, устраивает ли их, как дети учатся, нужна ли им госпитальная школа и в каком формате она им нужна: онлайн или очном. Руководство больницы считает, что детям на длительном лечении в больнице больше бы подошел формат репетиторских занятий, в том числе и потому, что лечение сложное и порой вызывает некоторые трудности с усвоением программы. А с целью лучшей адаптации ребенку следует ходить в класс, чтобы всеми способами сохранить дружеские отношения со сверстниками и контакт с учителями.
Марина Викторовна же предлагает открыть семейный класс именно в больнице. Тогда, находясь дома, ребенок будет учиться онлайн, а в стационаре заниматься с педагогом и с другими детьми. Ведь большую часть года дети проводят все-таки в больничной палате. И надо учесть, что при химиотерапии они ходят с капельницами и чувствуют себя не очень хорошо. «В этот период им особенно важно живое общение», — считает моя собеседница.
Но организовать госпитальную школу не так просто. Выдавать детям школьную программу по всем предметам — это уже систематическая педагогическая работа, которая требует больших усилий и времени. А это значит, что учитель должен получать зарплату, тогда он полноценно сможет погрузиться в процесс.
За все годы своего существования, центр помощи детям значительно расширил свою деятельность. Кроме волонтерского направления на базе центра открылась и действует «Филофеевская школа развития и воспитания», а также существует еще одно бесплатное направление — «Добрый мир детям», где уже на протяжении пяти лет проводятся бесплатные занятия для детей из социально незащищенных категорий: многодетных, малоимущих и неполных семей, а также детей с инвалидностью. Но, несмотря на то, что в центре есть педагоги, выделить одного или нескольких из них для работы с детьми в больнице — не просто, для этого нужен источник финансирования.

— Eсть хороший федеральный проект по борьбе с онкологическими заболеваниями, в его реализации участвует Всероссийская ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!». У ассоциации уже реализована подобная работа с детьми, и, если удастся присоединиться к ним на федеральном уровне — это будет большая удача для всех нас, -считает Марина Викторовна.
— Скольким детям удалось бы помочь?
— Я уточняла у заведующей отделением детской онкологии, гематологии и химиотерапии — около тысячи детей поступает к ним ежегодно на госпитализацию и двести детей получают лечение с другими различными заболеваниями. Eсли получится воплотить проект, мы сможем охватить по сути всех детей, находящихся на длительном лечении.
Eсли кто-то обращается напрямую в больницу, предлагая волонтерскую деятельность, их отправляют к нам. Мы курируем весь процесс и несем за него ответственность. Куратор Анна Оноприенко работает второй год и хорошо организовала процесс. Новые волонтеры участвуют в подготовке материалов для творческих занятий с детьми, предлагают идеи поделок. Занятия проходят несколько раз в неделю, если в отделении нет карантина.
— Eсть ли какая-то статистика, как улучшаются показатели детей после вашей работы?
— Не знаю, возможно ли это отследить, но врачи очень поддерживают нас. Дети всегда радуются, когда мы приходим, а радость сама по себе уже имеет терапевтический эффект. Я думаю, что лучшим показателем тут является то, что нам полностью отдали эту деятельность в отделении детской онкологии и гематологии, с сентября этого года мы зашли в детское отделение, где лежат дети с сахарным диабетом и ревматологические, а в перспективе охватим и детей из ожогового отделения. Мы, конечно, рады расширяться, но не хватает волонтеров, причем не просто волонтеров, а таких, кто будет работать стабильно.
С просьбой работать с детьми в центр обратилось и кардиологическое отделение. «Для начала нужно понять особенности лечения таких детей, что им можно и что нельзя, как быстро они утомляются. Одним словом, в идеале нужен куратор на каждую больницу, на каждое отделение». По-хорошему, считает Марина Викторовна, на это тоже нужна ставка, потому что работы очень много.
Пока что центр помощи детям «От сердца к сердцу» наладил контакт с педагогическим институтом и колледжем цифровых и педагогических технологий. Многие студенты оттуда приезжают, их в центре стараются всячески привечать. А для молодых, особенно будущих педагогов, очень важно чувствовать себя частью организации, которая творит добро.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото: Марина Викторовна и первые волонтеры;Развивающие занятия с детьми в онкоотделении.
