X

  • 22 Январь
  • 2026 года
  • № 4
  • 5795

Сила крупных характеров

В августе 1934 года на Первом съезде советских писателей его председатель Максим Горький предложил создать «Историю Гражданской войны» в 15 томах. Для этого «наметили пять гениальных и 45 очень талантливых авторов».

Смельчага и силач

К таким писателям отнесли Всеволода Иванова (1895-1963). Известность ему принесла художественная проза об установлении советской власти в Сибири: повести «Партизаны» (1921), «Бронепоезд 14-69» (1922). За основу нового романа о Гражданской войне он взял полученную от бойцов 1-й Конной армии биографию погибшего в январе 1921 года на Украине начальника 14-й кавалерийской дивизии Пархоменко.

Александр Яковлевич Пархоменко родился в 1886 году в селе Макаров Яр Славяно-Сербского уезда Eкатеринославской губернии, на территории которого находился город Луганск. Вместе с братьями и матерью полол просо у помещика за 15 копеек в день с приварком — пшенным супом. Когда подрос, стал погонщиком волов. Потом уехал в Луганск, устроился на паровозостроительный завод Гартмана, где познакомился с Климом Ворошиловым, будущим наркомом обороны СССР, маршалом Советского Союза. Ворошилову, как и Пархоменко, пришлось работать с ранних лет — пас скот, помогал в рудничных мастерских. В нем рано проснулась бунтарская натура, в восемнадцать лет он уже устроил забастовку в чугунолитейном цехе. Темпераментному, умеющему ладить с людьми Ворошилову сразу приглянулся молодой рабочий Пархоменко, известный в Луганске как «смельчага и силач». В 1905 году, во время первой русской революции, они организовали боевую дружину. Ворошилова избрали председателем Луганского Совета рабочих депутатов, а Пархоменко возглавил комиссию по охране города. Летом 1907 года их арестовали и вынесли достаточно мягкий приговор: ссылка в Архангельскую губернию на три года. Отбывать срок они не стали и уже в декабре бежали: Ворошилов устроился на Царицынский орудийный завод, а Пархоменко — на механический завод в Дебальцево.

После Февральской революции 1917 года избранный в Учредительное собрание Ворошилов уехал в Петроград, а Пархоменко остался в Луганске «смотрящим» за революционным порядком. Климент Eфремович не задержался в столице. Партия большевиков командировала его на Украину, где разгоралась Гражданская война.

Петлюра, немцы и Скоропадский

Отречение императора Николая II от престола и распад Российской империи позволили украинским националистам во главе с Симоном Петлюрой (1879-1926) реализовать давнюю мечту о «самостийности». В Киеве создали собственный «орган демократической власти» — Центральную Раду — это что-то вроде парламента, в котором Петлюра стал военным министром Украины. Своей главной задачей он считал создание украинской армии — отрядов гайдамаков, а потом независимой Украины. Это стало возможным лишь после вооруженного восстания в Петрограде и захвата власти большевиками. В ноябре 1917 года Центральная Рада объявила о создании Украинской Народной Республики (УНР) в составе России. Но 11 января 1918 года сразу после разгона большевиками Учредительного собрания та же Центральная Рада провозгласила полную независимость Украины.

С этим не было согласно население промышленных районов Украины, которое ориентировалось на Россию. В Харькове 1-й Всеукраинский съезд Советов объявил Украину Республикой Советов. Так Украина раскололась надвое: в Киеве — Петлюра, а в Харькове — советское правительство.

Кайзеровская Германия поспешила признать УНР. Однако уже 27 января 1918 года красные войска вступили в Киев. Правительство УНР бежало в Житомир и заключило с немцами договор по оказанию помощи «в борьбе с большевизмом». При поддержке Германии «самостийники» Петлюры перешли в наступление и 1 марта отбили Киев. Советская Россия вынуждена была заключить Брест-Литовский мирный договор с Германией, одним из пунктов которого признала Центральную Раду как единственную законную власть на Украине.

Между тем до подлинной самостийности было далеко. В стране разместилась германская оккупационная армия (34 дивизии численностью 350 тысяч штыков) генерал-фельдмаршала Эйхгорна. Немцы стали вывозить продовольствие и сырье. Население бедствовало, экономика деградировала, и, как следствие, по всей Украине начали возникать всевозможные партизанские отряды — большевистские, анархистские и просто бандитские («зеленые»). На примыкавшей к Донбассу Eкатеринославщине, в доселе никому не известном Гуляй-Поле, объявился батька Махно. А Пархоменко сформировал 1-й Луганский социалистический отряд и затребовал в командиры Ворошилова. Они намеревались сражаться с немецкими войсками и украинскими националистами.

В то же время для контроля над «самостийниками» немцы разогнали 28 апреля Центральную Раду и поставили у власти генерал-лейтенанта бывшей Российской императорской армии Павла Скоропадского. Eго назвали единовластным правителем Украины с титулом гетмана. УНР упразднялась и превращалась в Украинскую державу.

Своеобразной подачкой местным националистам выглядело освобождение из тюрьмы арестованного во время переворота Петлюры. Кроме того, продолжался начавшийся еще при Центральной Раде процесс украинизации. Вся государственная документация, начиная от железнодорожных расписаний и кончая армейскими уставами, переводилась на «рiдную мову» с использованием в ряде случаев немецких слов: так военная команда «смирно, равнение направо» звучала теперь как «хальт, струнко направо». В то же время большинство чиновников, офицеров и министров, включая самого гетмана Скоропадского, предпочитали изъясняться на русском языке.

Оборона красного Царицына

В Донбассе, испокон веку считавшемся частью Великороссии, никакой украинизации не велось. В Луганск, Юзовку (сейчас Донецк), Дебальцево отходили разрозненные партизанские отряды «из рабочих». Это соединение, названное 5-й Украинской армией, возглавил Ворошилов. В апреле 1918 года эта армия под натиском немецких войск отступила из Донбасса на Царицын (сейчас Волгоград). Это больше 500 километров по казачьим землям Всевеликого Войска Донского, объявившего себя отдельным государством, враждебным советской России. Это с боями, со скарбом, почти с три тысячи вагонов, больше 40 тысяч человек, из которых до 30 тысяч вооруженных мужчин. А в Донской армии атамана Петра Краснова, опиравшегося на союз с Германией, было 1282 офицера, 31 тысяча штыков и сабель, 779 орудий и 267 пулеметов. И они также спешили к Царицыну.

Значение Царицына определялось тем, что это важнейший стратегический пункт и порт на Волге. Сохранить Царицын для красных значило бесперебойную доставку нефти из Азербайджана. Для белых взять Царицын значило перерезать эту коммуникацию.

Преимущество Ворошилова перед Красновым было в бронепоездах, собранных рабочими в паровозостроительных заводах под руководством Пархоменко. Число красных бронепоездов колебалось между 10 и 15. Казаки разрушали железнодорожные пути, водокачки и мосты. Мост через Северский Донец отстраивали три дня. Мост через Дон пришлось восстанавливать больше месяца. Одни сражались с казаками, другие чинили мост и ремонтировали железнодорожное полотно. 30 июня 1918 года по новому мосту перешли бронепоезда Пархоменко, за ними потянулись эшелоны…

Царицын — это особая страница Гражданской войны. Причина повышенного внимания историков, писателей, театральных деятелей, кинематографистов к обороне этого города на Волге предельно проста: оборону его возглавлял Иосиф Джугашвили — Сталин.

6 июля 1918 года Сталин находился в Царицыне как чрезвычайный уполномоченный ВЦИК по заготовке и вывозу хлеба с Северного Кавказа в промышленные районы. По решению ЦК ВКП(б) здесь был создан Южный фронт. Во главе его стали Сталин и Ворошилов. К июлю он прорвался к Царицыну из оккупированного немцами и «самостийниками» гетмана Скоропадского Донбасса.

В 30-е годы прошлого столетия, когда другие руководители большевистской партии и красные командиры были необоснованно расстреляны как «враги народа», «участники антисоветского военно-троцкистского заговора» и «презренные ставленники империалистов» на главное и почетное место в истории Гражданской войны поставили организаторов обороны Царицына — Сталина, Ворошилова, Буденного, Пархоменко, Тимошенко…

В результате этот фрагмент Гражданской войны, как ее важнейший этап, и во главе с самим (!) исследовали буквально во всех подробностях. Рассказывали и показывали в литературе, песенном творчестве, на театральных подмостках, в изобразительном искусстве, кинофильмах и музейных экспозициях самыми торжественными словами, сценами и композициями.

Подобное прославление одного из тысяч сражений другой войны -Великой Отечественной — обороне плацдарма «Малая земля» под Новороссийском в феврале 1943 года стало возможным из-за участия в ней начальника политотдела 18-й армии Северо-Кавказского фронта полковника Леонида Ильича Брежнева.

Художественная проза об участии Сталина и Ворошилова в обороне Царицына (июль 1918 — февраль 1919) началась с повести Алексея Толстого «Хлеб» (1937). Тему продолжил Всеволод Иванов, включив в команду героев Пархоменко, который по указанию Сталина встречался в Москве с Лениным по вопросам оказания помощи защитникам осажденного красного Царицына (город наградили в 1919 году Почетным революционным Красным Знаменем, а в 1924 году — орденом Красного Знамени и переименовали в Сталинград).

Повесть «Хлеб» и роман «Пархоменко» экранизировали. Братья Васильевы после успеха фильма «Чапаев» (1934) сняли мастеровитую пропаганду «Оборона Царицына» с Михаилом Геловани в роли Сталина. А режиссер Леонид Луков в фильме по роману Иванова показал борьбу Пархоменко под руководством Сталина и Ворошилова с петлюровцами, немцами, белогвардейцами генерала Деникина и махновцами.

Махно и Пархоменко

В истории Гражданской войны на Украине едва ли сыщется другая, столь же противоречивая и туманная фигура, как Нестор Иванович Махно (1888-1934). В случае с Махно мы вновь сталкиваемся с грандиозной фальсификацией, разработку которой десятки лет осуществляли и официальная историческая наука, и литература, и кино, преследуя одну цель: оправдать безраздельное политическое господство КПСС и ее историческую правоту.

Нет ничего удивительного в том, что в отношении Махно советская история предпочитала фигуру умолчания: за всем, что связано с махновщиной, стояла такая ужасающая правда о Гражданской войне, что лучше было ее просто не трогать.

Махно был ненавистен советской власти как вождь и вдохновитель крестьянской войны против всех: немцев, украинских националистов, белогвардейцев, большевиков. Отсюда и вполне определенная тактика «понижения» его образа — упор на примитивность Махно. Поэтому в советской мемуарной и художественной литературе (романы Иванова о Пархоменко и «Хождение по мукам» Толстого, поэма Багрицкого «Дума про Опанаса») позволительны брезгливо-аристократические нотки. Он примитивно, зримо жесток. Примитивно, зверообразно хитер -именно этой врожденной хитростью, а не военной одаренностью Махно и его командиров объясняются военные успехи махновцев.

Eго кавалерия в 1920 году вместе с 14-й кавдивизией, которой командовал Пархоменко, прорвала оборону генерала Врангеля и ворвалась в Крым. Ленин, Троцкий и Сталин считали анархиста Махно врагом революции, но терпели, пока он был нужен. Разделаться со своими союзниками-махновцами поручили Пархоменко.

По своему уникальный пример трактовки событий Гражданской войны с точки зрения сталинских исторических ориентиров выдан писателем Ивановым. В его романе «Пархоменко» Махно показан с убедительной, конкретной зримостью. Это жестокий, патологически вероломный, бандитствующий атаман. В публикуемом ниже отрывке дано описание расправы с попавшим 3 января 1921 года в махновскую засаду на Херсонщине начдивом 14-й Пархоменко и сопровождавшими его начштаба дивизии Мурзиным, военным комиссаром Беляковым и порученцем Сергеевым.

«…Отовсюду из-за соломенных сараев и хат послышались крики, и мутная волна всадников понеслась с горы. Четверо, ставших спиной друг к другу, встретили их выстрелами из револьверов. С другого бугра уже съезжало ландо. Низенький человек, опираясь на костыли, стоял в ландо и что-то кричал. Махновцы, обнажив шашки, скакали к тачанке Пархоменко. Человек на костылях выпрямился и повел рукой. Махновцы осадили коней шагах в десяти от Пархоменко. Глядя на него глинистыми своими глазами, Махно крикнул:

— Ты кто такой?

— Пора бы знать в лицо, — медленно ответил Пархоменко.

— Ты кто такой? — повторил Махно.

— Я командир четырнадцатой Пархоменко, а ты бандит. Сдавайся!

Махно выстрелил. Пархоменко всем своим громадным телом тяжело упал на землю.

— Руби! — крикнул Махно.

А за бугром уже развернулись для атаки два эскадрона 14-й кав-дивизии.

Махно, отчаянно плача и бранясь, влез на коня. С сотней охраны он начал бегство через Украину, Бессарабию, Румынию — вплоть до Парижа…»

Ради исторической правды можно, конечно, отметить, что в убийстве Пархоменко сам Махно не участвовал. После четырнадцатого (!) ранения лечился под Бердянском.

В кинофильме показу последнего боя Пархоменко предшествовала сцена пьяного сборища махновцев, где волосатый батька Махно, размазывая по лицу слезы, пьет спирт под ставшую популярной после демонстрации фильма «Пархоменко»:

Любо, братцы, любо,

Любо, братцы, жить.

С нашим атаманом

Не приходится тужить…

Съемки фильмов «Оборона Царицына» и «Пархоменко» начались в 1940 году. Когда Германия напал на Советский Союз, съемки прервали. Возобновили после разгрома немецко-фашистских войск пд Москвой в декабре 1941 года. Фильмы вышли на экран практически одновременно — осенью 1942-го. Время тревожное: враг захватил Донбасс и вышел к Волге. Но для кинопремьер — самый подходящий момент: зрители верили, что Красная армия по примеру Царицына отстоит Сталинград. От съемок второй серии «Обороны…», как планировалось, отказались. Популярным стал «Пархоменко» (из-за песни «Любо… » и карикатурного образа Махно).

Кинодраматург Габрилович в газете «Красная звезда» писал: «Фильм впечатляющ, мужествен, героичен — такова сила крупного характера, сила народа, сражающегося за свою землю».

В 1962 году во время партийно-государственной кампании по осуждению культа личности вышла новая редакция фильма, в которой были удалены сцены со Сталиным и все упоминания о нем. Остались Махно и Пархоменко, но интерес к фильму не ослаб. Eго продолжали демонстрировать в открытом в 1957 году в Тюмени кинотеатре «Октябрь», а одну из улиц в этом районе назвали именем положительного героя фильма.

Новые герои

В улицу Пархоменко переименовали 3-ю Степную. Тогда же в связи с 40-летием Великой Октябрьской социалистической революции изменили названия 1-й, 2-й, 4-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й Степных улиц соответственно: Невская, Тимирязева, Волоколамская, Баумана, Ставропольская, Кубанская, Братская. Остались: Степная (без номера) и восемь номерных переулков.

Улица Пархоменко начинается поворотом автобусов и маршруток с Червишевского тракта, пересекает улицы Панфиловцев, Ленинградскую, Калинина, 9-го Января, Транспортную и по Магнитогорской выходит на Московский тракт.

Ничего примечательного на улице героя Гражданской войны на Украине Пархоменко, застроенной в основном разнокалиберными частными домами, нет. Кроме гимназии № 49 (здесь автобусная остановка). Типовое школьное здание построено в 1963 году как средняя школа № 49. Известна своими выпускниками, среди которых губернатор Тюменской области Александр Мо-ор, заместители губернатора Павел Белявский и Павел Перевалов, знаменитые биатлонисты Шипулины…

Заместитель директора гимназии № 49 по учебно-воспитательной работе Оксана Мушина показала мне школьный музей. В нем представлены фотографии педагогов разных лет, в их числе директор школы-гимназии Нина Прокопьевна Лохман и учительница математики Алевтина Нестеровна Моор, которых добрым словом вспоминают все, кого учили они уму-разуму.

В 1967 году к очередному юбилею Великого Октября перед входом в школу укрепили табличку с информацией о Пархоменко. Потом, после 1991 года, когда после его гибели прошло 70 лет, ее убрали.

В 2012-2013 годах здание гимназии капитально отремонтировали. У входа — мемориальная доска памяти выпускника гимназии — капитана инженерных войск Николая Артемьева, погибшего 1 апреля 2022 года в Донбассе. В школьном музее — его военная форма и информационный стенд о нем. На фасаде здания находится мурал с изображением офицера. На кителе -орден Мужества, полученный за участие в ликвидации вооруженных формирований ИГИЛ (запрещены в России) в Сирии. Вторым таким же орденом он награжден посмертно.

В гимназии № 49 учатся в две смены полторы тысячи гимназистов. Они знают о жизни и судьбе Николая Артемьева. Меньше об Александре Пархоменко, именем которого названа их улица. Под влиянием кинофильма «Неуловимые мстители» и песни в исполнении группы «Любэ», где «батька Махно смотрит в окно, на дворе темным-темно…» больше знают о Махно. К тому же в наши дни Махно, частично или полностью «реабилитированный» исторической наукой, у читающей публики вызывает несомненные симпатии. Действительно: между большевиком Пархоменко, русским анархистом Махно и беспартийным офицером Артемьевым пролегло больше ста (!) лет. А противник остался прежним — украинский национализм. И территория противоборства с последователями Петлюры и Бандеры все та же — российский Донбасс.

ФОТО МИХАИЛ ГEНБАРУКОВ, KUBAN24.TV

***
фото: Александр Пархоменко (фото kuban24.tv);На улице Пархоменко в Тюмени.;На улице Пархоменко в Тюмени.;На улице Пархоменко в Тюмени.;На улице Пархоменко в Тюмени.;На улице Пархоменко в Тюмени.;На улице Пархоменко в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта