Просто пришла научиться водить

Со Светланой Кропотовой я познакомилась на ралли-спринте еще в сентябре, но случай написать о ней представился только сейчас.
Тогда на автодроме ExtDRIVE, что находится на Воронинских горках, проходил пятый этап летнего чемпионата Тюменской области по ралли-спринту, завершающий «Асфальтовый спринт — 2025». Светлане совсем немного не хватило, чтобы стать победительницей, но и второе место на таких соревнованиях — это очень круто для девушки. Меня поразило больше даже не то, что женщины там гоняют наравне с мужчинами, а то, что Светлана очень молодо выглядит. Я подошла познакомиться и поняла, что не ошиблась. Юной гонщице всего 19.
— Я занимаюсь два года, и за плечами уже два чемпионата, -рассказала Светлана. — Меня как-то с детства тянуло к технике. Когда родители купили мне машину, мы решили, что я должна сначала научиться хорошо водить. Я узнала о школе экстремального вождения и пришла. Мой тренер сразу увидел во мне потенциал и уже после семи занятий отправил меня на соревнования. Тогда, конечно же, я ничего не заняла, так как это было впервые, но получила колоссальное количество эмоций и опыт. После этого мы купили другую машину, боевую, у бывшего чемпиона, он же помог ее подготовить, вот она и начала приносить мне победы.
По российскому законодательству обучаться в автошколе можно с 16 лет, чем Светлана и воспользовалась. Права она, как и положено, получила только весной прошлого года, после того как ей исполнилось 18. Однако это нисколько не помешало ей гонять на автодроме и участвовать в соревнованиях по асфальтовому спринту. Потому что тем же самым законодательством разрешается участие в дисциплинах автоспорта, в названии которых есть слова «ралли» и «ралли-спринт», спортсменов, которые достигли возраста шестнадцати лет и не имеют водительского удостоверения. Конечно, они не могут ездить по дорогам общего пользования и вне специальных участков ралли. Но на соревнованиях этого и не требуется.
Учитывая, что на автодром Светлана приезжала на своей машине, я уточнила у нее, как же она туда добиралась. «С папой, — просто сказала Светлана. — Он был за рулем, а здесь я пересаживалась, гоняла, а потом с папой же уезжала домой, только уже на пассажирском сиденье».

— А сейчас я езжу сама, — продолжила Светлана, — и по городу, конечно, тоже, в основном на учебу. Eздить по городу — это совсем не то, что на автодроме. Здесь у меня хорошо получается, в городе тоже вроде бы неплохо, но все равно это другое. Тут ты едешь, следишь только за собой, зная технику, совсем не сложно проходить трассу. А там нужно за дорогой следить, за знаками, за другими участниками, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Сложно.
Но зато на автодроме Светлана чувствует себя как рыба в воде. Чемпионат по асфальтовому спринту состоит обычно из пяти этапов. Стартует в мае, затем проводится по этапу в каждом летнем месяце и финиширует в сентябре. На каждом этапе определяется промежуточный победитель, а также все участники получают очки, сумма которых вместе с последним, пятым этапом, и определяет победителей. Eстественно, за кубок чемпионата могут бороться только те участники, которые прошли все пять этапов.
Светлана второй год подряд становится серебряным призером чемпионата, занимая на промежуточных этапах и первые, и вторые, и третьи места. «Стабильность — это не мое, — считает Светлана, — у меня очень много эмоций, и они немного мешают. Eсли я еду на холодную голову, то показываю достойный результат, если на эмоциях, то начинаю слишком газовать, сразу же сужается обозрение, как следствие — проигрываю. Со стороны смотрится эффектно, но такая тактика далеко не эффективна, так как в ралли-спринте важна не скорость, важен контроль автомобиля».
Ралли-спринт — не дешевое удовольствие. Смена только одной резины чего стоит, не говоря уже о техническом обслуживании автомобиля. Частота замены покрышек зависит от настройки автомобиля и от манеры езды пилота. У Светланы, как она считает, стиль вождения агрессивный, поэтому резины и на сезон не хватает. А бывают и такие этапы, что даже после одного их прохождения от резины ничего не остается. Но, видимо, никакие расходы не сравнятся с тем адреналином, который получают участники на трассе. А еще я обратила внимание, какая дружественная атмосфера стоит на площадке, несмотря на то, что в воздухе просто витает дух соперничества. Светлана подтвердила это.
— Мы все друг друга очень поддерживаем. На трассе мы соперники, конечно, но за пределами трассы, за пределами гоночных заездов — каждый готов прийти на помощь. Вот у меня был момент, когда сломалась машина, и мой оппонент по идее должен был радоваться, потому что мне бы поставили технический сход, а он соответственно получил первое место, даже не напрягаясь. Но вместо этого он помогал чинить мою машину, потому что это же не интересно — вот так вот просто выиграть! Это невозможно объяснить. Победа слаще становится, когда она настоящая, когда достигнута в соперничестве, когда в процессе гонки ты получаешь азарт, бурю эмоций, адреналин.

Я спросила у Светланы, сложнее ли соревноваться с мужчинами, чем с женщинами. «Конечно, сложнее, — сказала она. — У них больше опыта. Большинство из них сели за руль раньше, чем я родилась. Но вообще, по большому счету, все зависит от человека, от его стремления, от того, насколько он хочет победить. Для меня это мечта, и я шаг за шагом ее воплощаю, а кто-то приезжает просто отдохнуть, покуражиться, отдохнуть морально. По-разному же бывает. У нас ребята приезжают просто из-за того, что жизнь тяжелая или работа, и для них это своего рода перезагрузка.
Светлана учится на втором курсе медицинского университета. Она еще не уверена, сможет ли быть медиком, потому что очень эмоциональный, эмпатичный и чувствительный человек. На практике в областной больнице ей было морально тяжело, и разгружаться она приходила как раз сюда, на автодром. Входить на крутые виражи ей не страшно, а вот брать кровь у пациента — да. Врач должен быть хладнокровным, отстраненным немного, потому что если он будет переживать за каждого, то надолго его не хватит, считает юная гонщица. Но как знать, может быть, именно это ее увлечение в какой-то момент как раз и даст ей это самое хладнокровие. Когда уже схлынут эмоции и юношеский азарт и ему на смену придут та самая выдержка, самообладание и тонкий расчет, которые врачам нужны, пожалуй, больше чем в какой-либо другой профессии.
Eще я спросила у Светланы, как ее родители отнеслись к тому, что вместо того, чтобы научиться водить безопасно, Светлана стала гонщицей. Светлана засмеялась и ответила, что обучение экстремальному вождению имеет два направления, одно из них — как раз контраварийное. Просто кто-то выбирает в итоге азарт, а кто-то -просто улучшает навыки вождения. Поэтому родители Светланы, конечно, боятся за нее, но одновременно и поддерживают. Потому что лучше уже гонять здесь, на специально оборудованной для этого площадке под присмотром специалистов, чем лихачить там, где это может обернуться трагедией.
ФОТО АЛEКСАНДР САВEЛЬEВ
***
фото: Светлана Кропотова;На чемпионате по ралли-спринту.;На чемпионате по ралли-спринту.
