Бизнес привык работать на опережение

«Наша фундаментальная задача — охрана здоровья работающего населения, — говорит главный врач клиники «Про-медицина» на улице Гнаровской Вадим Гадиевич. — У нас есть лицензия центра профпатологии, что наделяет нас правом проводить полноценную, юридически значимую экспертизу профессиональных заболеваний. Это означает, что мы можем официально установить связь между состоянием здоровья работника и условиями его труда».
Виктория Волкова
В клинику мы приехали вместе с представителями бизнес-сообщества; поездку организовала областная торгово-промышленная палата в рамках проекта «Четверг возможностей». Первое, что отметили гости — полное отсутствие бумажных носителей. Цифровая экосистема клиники включает электронную регистрацию, интеллектуальную систему распределения потоков пациентов и цифровые медицинские карты. Но больше этого в клинике гордятся передвижными медицинскими комплексами. «Их юридический статус позволяет оказывать помощь на любой территории, — поясняет главный врач. — Два модуля на шасси «камаза» могут быть трансформированы в четырнадцать полноценных кабинетов».
Состав выездной бригады формируются под запрос предприятия, то же можно сказать и про комплектование автомобиля медицинским оборудованием. При необходимости в передвижной клинике можно установить два УЗИ-аппа-рата, развернуть экспресс-лабораторию или кабинет маммографии.
Это кардинально меняет подход к диспансеризации, экономя тысячи часов рабочего времени.
Профосмотры проводятся и в клинике. Первая точка маршрута — процедурный кабинет для забора биоматериалов. После лабораторного этапа пациент переходит к инструментальным исследованиям — УЗи, ЭКГ, спирометрии. И лишь когда эти данные обработаны и готовы, человек идет к профильным врачам-специалистам.
…Кабинет офтальмолога оснащен цифровым диагностическим комплексом, который позволяет увидеть изменения в слоях сетчатки или помутнение хрусталика — причем за годы до того, как сам пациент заметит снижение зрения. Ирина Курсакова, врач-офтальмолог высшей категории, говорит: «Нагрузка от синего света, излучаемого экранами, колоссальна. Мы все чаще диагностируем признаки цифрового перенапряжения глаз — так называемый компьютерный зрительный синдром. Он проявляется не только у взрослых, но и у подростков, проводящих много времени за гаджетами. Рекомендации всегда комплексные: это использование очков со специальным защитным фильтром, активация режима теплого спектра на всех устройствах вечером, соблюдение правила «20-20-20» — каждые 20 минут делать перерыв на 20 секунд, глядя на что-либо с расстояния в 20 метров. Зрение требует такого же регулярного «техобслуживания», как и любая другая функция организма».

Виктория Волкова
В отделении функциональной диагностики врач Eлена Лыкасова показывает гостям анализатор диффузионной способности легких. Проводимое им исследование DLCO считается золотым стандартом в диагностике интерстициальных заболеваний легких, фиброзных процессов и оценки последствий тяжелых инфекций. Пациент вдыхает газовую смесь, содержащую безвредный индикаторный газ — обычно монооксид углерода в минимальной, безопасной концентрации. Аппарат с высочайшей точностью вычисляет, какой объем этого газа перешел из альвеол в капилляры крови. Это и есть количественная мера эффективности легких как органа газообмена. По словам Лыкасовой, такое исследование незаменимо: «Компьютерная томография показывает анатомию — есть ли затемнения, уплотнения, «матовое стекло». Наш тест показывает функцию -насколько поврежденная или здоровая ткань справляется со своей основной работой. Это критически важно для ранней диагностики профессиональных заболеваний у сварщиков, шахтеров, работников химических производств, а также для контроля восстановления после COVID-19 и пневмонии».
В эндоскопическом отделении атмосфера стерильности и высоких технологий. Гастроэнтеролог Венера Сабирова акцентирует внимание на безопасности. «Каждый эндоскоп, будь то гастроскоп или колоноскоп, после использования проходит многоступенчатый цикл обработки. Он начинается с незамедлительной механической мойки в отдельной моечной комнате с использованием ферментных растворов, которые расщепляют биологические загрязнения. Затем аппарат помещают в специализированные ультразвуковые ванны и автоматические моечно-дезинфекционные машины, похожие на крупные посудомойки, но использующие медицинские дезинфектанты. Финальный этап — стерилизация и хранение в вертикальном положении в шкафах с принудительной вентиляцией и УФ-подсветкой. Этот строгий протокол, регламентированный СанПиН, абсолютно исключает риск перекрестного инфицирования». Венера Сабирова показывает рабочую станцию для проведения ко-лоноскопии, оснащенную системой подачи углекислого газа. «Раньше кишечник для лучшей визуализации раздували обычным воздухом. CO2 обладает принципиально иным свойством — он в десятки раз быстрее абсорбируется через слизистую оболочку в кровь и выводится через легкие. Для пациента это означает, что неприятное чувство вздутия и дискомфорт после процедуры сокращаются на 70-80%, а период восстановления становится значительно короче и комфортнее».
В кабинете дуоденального зондирования проводят процедуру, сочетающую диагностику и лечение. С помощью тонкого зонда последовательно получают три порции дуоденального содержимого — условно говоря, желчь из общего протока, из желчного пузыря и из внутрипеченочных протоков. Каждая порция сразу отправляется в лабораторию, под микроскоп, что позволяет увидеть признаки воспаления (лейкоциты), кристаллы холестерина, билирубина, даже паразитов (например, лямблий. Но ценность процедуры не только в диагностике. «Сам процесс зондирования -мощная лечебная стимуляция. С помощью вводимых веществ мы вызываем сокращение желчного пузыря и раскрытие сфинктеров, достигая эффекта промывания желчевыводящих путей. Для людей с густой желчью, сладж-синдромом (взвесью), дискинезией это часто становится лучшей профилактикой развития хронического холецистита и желчекаменной болезни. Пациенты после курса таких процедур отмечают улучшение пищеварения, исчезновение чувства тяжести в правом подреберье».
Как резюмирует Вадим Гадиевич, суть подхода клиники — в синтезе. «Мы соединяем передовые технологии с глубоким клиническим мышлением наших специалистов. Наша стратегическая цель — создать медицинскую среду, которая работает не реактивно, когда болезнь уже проявилась, а проактивно. Мы нацелены на выявление доклинических, преморбидных состояний — будь то начальные изменения на глазном дне у офисного сотрудника, снижение резервов дыхательной системы у работника промышленного предприятия или нарушения липидного обмена у человека, считающего себя здоровым. Вся наша диагностическая мощь работает на эту опережающую аналитику».
В результате здоровье перестает быть абстрактной категорией и становится управляемым, измеримым ресурсом.
***
фото: Вадим Гадиевич, главврач;Венера Сабирова, гастроэнтеролог.
