Спрячь Сирин в холодильник

В музее Словцова проходит въктавка «Между горой и долиной» — синтез современного и классического искусства. Обычно не всегда отмечаешь кураторскую работу, а здесь ее качество налицо. Можно аплодировать Eлене Клейман. Выставка будет интересна и любителям классики, и самого современного модного видеоарта.
Полина Кузина
Для понимания сюжета сказки, в которую попадаешь, лучше читать тексты, которыми снабжены все объекты выставки. В них вся суть. Кстати, приятно, что путник, ступивший на эту тропу, уже сразу называется героем.
Сразу, как только видишь огромные ворота, понимаешь, что тебя ждет что-то волшебное. Кстати, это ограждение подворья — настоящее, из Нижней Тавды, отреставрированное заботливыми руками. Ворота — символ перехода. Здесь -из обычной в сказочную жизнь. Везде свисают ленточки, которые напоминают о хантыйских украшениях на деревьях. Фоном звучат пение птиц и даже бормотание лесных обитателей, которые то ли зовут тебя, то ли смеются, а может, и гонят прочь.
Здесь все не просто так: в лесу обязательно встретится волк или даже птица Сирин. Только не удивляйтесь, если увидите ее в холодильнике. Да-да, один из объектов Алены Козиол так и называется -«Я выращиваю птенцов». Это настоящий холодильник, а внутри страшненькая птичка. В инкубаторе, где жизнь как будто замирает, рождается Сирин, так говорится в описании. Тепло инкубатора — метафора, здесь выхаживают не только мифических существ, но и новые интерпретации.
Работы Eлены Клейман с вышивкой похожи на заклинания. И вводят в еще более медитативное состояние. На самом деле на выставке под вечер становится по-настоящему страшно. И это, кстати, очень хороший эффект. Значит, сказка получилась.

Полина Кузина
Работы художников перемежают пленочные фото Вячеслава Ко-стылева с изображениями деревьев и леса. Вообще, леса здесь много. Во всех разновидностях. И просто дерево как материал. И отдельные, буквально живые портреты деревьев Анастасии Шуле-повой, перечерчивающих весеннее небо. А еще больше всего мистически-туманных работ Алексея Миллера.
Очень понравился лаконичный объект Кристины Бабиной «Диалог». Думаю, это и диалог цивилизации, и леса. И любой другой, возможно, несостоявшийся. Элегантный объект, отдаленно напоминающий телефон, сделан частично из проволоки, дерева и камня, материалы кажутся настолько чуждыми друг другу, почти как в игре «камень, ножницы, бумага», но при этом создают историю, и это интересно.
Среди современных работ -триптих «Свадьба медведя» Артема Долгих. Интересно, как заиграли старые мастера среди молодых. Надо заметить, что подобное соседство в духе смысла выставки — возвращение к предкам, действительно как будто и напитало молодых, и освежило известные работы. С холодильником птицы Сирин очень даже гармонично соседствует Михаил Захаров со своими «Сфинксами брошенной деревни». А кот Александра Чемакина таращит глаза так, как будто удивлен, как он здесь оказался. Потрясающе вписался мой любимый Константин Шохов с его нежными весенними абстракциями.
Eсть и настоящие предметы старинного быта, которые тоже достаточно органично вписаны. Телега из деревни Кулаково, картуз, мужские порты, хлебница, лапти, корзина из черемухи. И от такого соседства волшебные вещи как будто становятся более реальными. Вот же телега натуральная, почему тогда эта странная скорчившаяся птица в холодильнике не имеет права на жизнь? Eсть слабые работы, которые опять же даже немножко радуют тем, что возвращают в реальность. А то было б уж очень страшно. «Гамаюн» Леонида Коробейникова уж настолько оранжевый, настолько китчевый, что прямо хочется обнять его посреди всей этой хтони.
А как хорошо смотрится Александр Мурычев! «Мартовский снег» — мой фаворит всей выставки. И даже какой-то апофеоз, который как будто говорит: не надо ничего придумывать, вот я -маленькая работа и я шедевр без всяких описаний. Тем не менее он тоже здесь по сезону к месту.
Выставка продлится до 26 апреля.

Полина Кузина
***
фото: Александр Мурычев «Мартовский снег»;«Кот» Александра Чемакина;Александр Шевченко «Куб. Система».
