Эх, поднажмем, филологи!

Меня давно интересует феномен лекторов-литературоведов. Как человека, окончившего филфак и слушавшего лекции Серафимы Буровой, Сергея Комарова, Натальи Рогачевой и других, и просто как горожанина.
Один период в университете был лекторий «Великие книги», и это было счастье, потому что можно было просто ходить и слушать. Экзамены сдавать не нужно, поэтому никакого дополнительного стресса. На лекции могли ходить все желающие, но, надо заметить, лекторы в основном не делали каких-то скидок на возможную неподготовленность публики. Как сейчас помню, разбор поэмы Блока «Двенадцать» — и это был настоящий литературоведческий анализ с учетом контекста времени.
Существовало и пространство «КонцептХаб», которое организовывало приезд интереснейших лекторов разных направлений. Это хоть и популярно, но подавалось интеллектуально, мощно.
Сегодня другая ситуация. Образовалось много лекториев, рассказывающих о литературе. И не бесплатно: стоимость лекции от 450 рублей. Чем берут? Тем, что теперь лектор на одной волне с публикой. Он такой же, как они. А они, публика, это зачастую женщины, у которых, возможно, есть свободное время, муж, они увлекаются нутрициологией и разбирают себя по психотипам. Такой лектор занимается фитнесом. И максимально приближен к своей аудитории. Возьмем Ольгу Любимскую. Eе паблик называется «Достоевский для осознанных». Сразу попадание в сердечко. Слово «осознанный» -абсолютный тренд. Осознанные родители, осознанное все, сразу создается еще и камерная атмосфера секты, мол, мы-то с вами понимаем, живем не просто так.
Приглашение на лекцию яркое, с «вау-эффектом»: «Вау! Лекция о «Записках из подполья» Достоевского, определивших мировую литературу XX века, пройдет в тюменском ЦУМе!».
Эффектная молодая женщина рассказывает о Достоевском. Она очень витальная и простая. Вот ведро грибов, вот модные занятия спортом, вот застарелый разрыв мениска. И где-то между ними и мужем в командировке умещается Достоевский.
Она называет себя «амбассадор Достоевского». Где посвящают в таких — неизвестно. Все, чем она занимается, можно назвать «правильной упаковкой продукта». Да, Достоевский — продукт, и она продает его своей аудитории, так, как считает нужным. Сегодня часто публика судит лектора по костюмчику, например, знаменитый киновед Кирилл Разлогов вряд ли был в чести — неаккуратный, ненарядный.
Я посмотрела, что пишет Ольга, и послушала видеолекции. Она действительно совсем не задается. Хотя не знаю, плюс ли это. Вот как она объясняет свою манеру ведения: «Раньше я была настроена на профессиональный литературоведческий анализ произведений. А сейчас думаю, что это форма защиты от «быть собой». И что всему свое место, и интеллектуализацию лучше оставить для научных журналов, где тоже планирую публиковаться. Уже составила список книг для обзоров! И это будет современная литература, ибо классика, проверенная временем, в частном мнении как будто не сильно нуждается».
Почему стала заниматься Достоевским, объясняет так: «просто я по психотипу разведчик». «Мой базовый архетип — разведчик. Он же — первая ступень в лестнице архетипов. Eсли остальные 15 (ведьма, амазонка, кормилец, целитель, творец и т.д.) могут хромать во мне и просить исцеления, то разведчик ни в каких проработках и рекомендациях не нуждается. Он сам знает, что делать, как делать, когда и с кем. У него нечеловеческий, скоростной, как молния, животный ум», — пишет она в своем паблике. Думаю, услышав про амазонку, кормильца и других, тут уже часть людей отшатнулась, но кто-то как раз, наоборот, прилип к экрану. Она говорит словами своей женской аудитории.
И даже Достоевского обсуждает с психологом. В лекции «Достоевский благословляет тело: любить нельзя казнить» она вдруг рассказывает на своем «уральском кокни» (у нее такой характерный говорок): «Старец Зосима начал пованивать». В видео крупными буквами появляется «Освободи тело от репрессии и травмы». Опять же популярное слово «травма».
В рекламной информации написано: «Лекция, после которой ты поймешь мировую литературу XX века». Удивительно, правда, и чего люди стараются, занимаются годами?! Вон приезжал молодой ученый из Японии, занимается Достоевским, ему важно побывать везде, где хоть что-то связано с ним. Какой сокрушительный удар кафедре филологии. Просто одна волшебная пилюля — и все готово. Достоевский как будто спускается с небес, садится за стол с нами и уплетает огурцы. Он такой же, как мы, как будто говорит Ольга. А может, еще и похуже, давайте обсудим его с психологом. Читать книгу совсем не обязательно. А еще она говорит, что если первая часть дается тяжело, можно сразу начать со второй части. Чудо, а не лектор!
Eе изложение не сообщает ничего нового, а язык напоминает «собрание школьных сочинений», помните, были такие сборники — в лучшем случае.
«Он не выдерживает Лизу, потому что она живая (привет, нарциссы и прочие избегающие подлинного контакта!). Лиза вырывает подпольного из философских теорий и книжных мечтаний. И это очень болезненно для него — столкнуться с самой жизнью», — опять она говорит на популярную психологическую тему.
А еще Ольга пишет роман и периодически напоминает об этом. Этот момент как будто еще больше подчеркивает связь между ней, другими и Достоевским: «Эти смыслы, от маленького комочка за годы работы становятся большим и плотным шаром. И шар вдруг превращается в самостоятельную, автономную вселенную, в которую не то что хочется поверить, а которая уже существует. Априори. Тогда можно переходить ко второму этапу, собственно, к материализации Вселенной, воплощению на бумаге. И этот этап требует уже сознательной, усердной работы и делится на свои этапы, о которых расскажу в следующем посте. P.S. Достоевский также годами вынашивал идеи произведений, прежде чем взяться за их написание. И я его хорошо понимаю».
«Материализация Вселенной» -это, конечно, тоже абсолютно из лексикона «нутрициологических» женщин. И низвержение гения: каждый может так же, как он.
Изображение сгенерировано нейросетью NanoBanana
***
фото:
