X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

На два стакана меньше…

Будут ли в нашей стране когда-нибудь пить меньше? История антиалкогольных кампаний убедительно показывает, что вряд ли.

Однако «закрутить гайки» все же решились и объявили в стране очередную борьбу с зеленым змием. Не с тем бокалом вина, что украшает вечерний ужин, а с тем, от которого спивается и гибнет население страны.

Начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Юрий Накоряков, ознакомившись с правительственной стратегией, рассказал журналистам о том, как он видит пути реализации этого документа и желаемый результат. По его словам, цель должна быть достигнута к 2020 году: к этому времени потребление алкогольной продукции должно снизиться на 55 процентов, а нелегальный рынок алкоголя — сдать свои позиции навсегда.

По его словам, в нашей области уже стали пить меньше: с 6,4 литра в год на душу населения употребление крепких спиртных напитков упало до 6,0 л, т.е. на 0,4 л. Повлияли на вынужденную трезвость некоторых граждан их материальные возможности — сказался кризис. Но это не единственная причина. Юрий Накоряков связывает положительную динамику с административными мерами, введенными в прошлом году. Это и ограничение продажи спиртного в розницу в праздничные дни (кстати, таких «трезвых дней» всего восемь в году) и ночные часы, и запрет на продажу крепких напитков несовершеннолетним. Правда, запретительная мера сразу выстрелила в другую крайность: подростковый пивной алкоголизм. Пиво льется рекой: выпито 100 литров за 2009 год (на душу населения), и это, увы, не предел. По словам Накорякова, пиво даже не включено в перечень алкогольной продукции, и это упущение законодательно не отрегулировано.

Другая концептуальная задача — снизить нелегальный оборот алкогольной продукции, который в общем объеме занимает от 30 до 50 процентов. Эта дешевая продукция вытесняет с рынка товар хорошего качества, но по более высокой цене. Например, ОАО «Бенат» не может зайти на рынок того же Челябинска или Екатеринбурга, потому что до нового года прилавки их магазинов заполонила водка по 35 рублей за пол-литра. С тюменского завода такой объем уходит за 80-90 рублей.

«Нелегальная продукция — она условно нелегальная», — пытается объяснить ценовые перипетии Юрий Накоряков. Суть в том, что с 1 января 0,5 литра водки не должны стоить менее 89 рублей, но это не значит, что государственная мера повлияет на исчезновение с прилавков некогда дешевой продукции, она просто возрастет в цене.

Накоряков говорит, что качество водки в Тюменской области регулярно контролируется.

В структуре потребления алкогольной продукции населением Тюменской области около 45% занимает водка. Лабораторные исследования показали, что явно нелегальной продукции в магазинах не выявлено. Поэтому ценовой индикатор, на который рекомендуют ориентироваться потребителю, тоже условный: возможно, относительно дешевый продукт находится в нелегальном поле, возможно, что нет. То есть отравиться или нет — выбирайте сами.

Так что, с одной стороны, государство желает получить доход с алкогольного рынка, поднимая акцизные пошлины (в этом году — 42 рубля, в 2011-м — 48, в 2012-м -52 рубля), с другой стороны — декларирует борьбу с контрафактом. Практически безнаказанным: ведь меры ответственности за выпуск и продажу «пойла» в Уголовном кодексе несопоставимы с доходами, которые получают нелегалы.

Поинтересовавшись в «Бенате» поставками продукции в наши районы с целью выявить наиболее «пьющие», я поняла, что это не критерий. Так, в Нижнетавдинском районе спрос на бенатовскую продукцию выше, а в Ялуторовском — ниже. Заместитель генерального директора по экономике предприятия Анатолий Чесноков пояснил, что платежеспособность населения Нижней Тавды выше, поэтому отношение к алкоголю — культурное: люди заботятся о своем здоровье и здоровье близких. А ялуторовчане чаще потребляют сомнительный и дешевый продукт, завезенный из других регионов. Поэтому бедность населения порождает рынок нелегальной продукции, в том числе алкогольной — делает он неутешительный вывод.

«Для меня, как производителя алкогольной продукции, важны две вещи, — сказал Анатолий Евгеньевич, — чтобы она была хорошего качества и чтобы ее могло приобретать население».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта