X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Семейные тайны великого маршала

Маршал Советского Союза и Маршал Польши Константин Рокоссовский по праву считается одним из выдающихся советских военачальников. Ветераны 2-го Белорусского фронта и по сей день называют себя «рокоссовцами».

Константина Константиновича отличали от коллег симпатичная внешность, рост в 198 сантиметров, галантные манеры в общении и способности лингвиста. Он владел родным польским, русским, немецким, французским, английским и даже итальянским языками! Необычайно широкий культурный кругозор вызывал у иных его сограждан немалые подозрения по поводу происхождения Рокоссовского.

Лишь сейчас стало известно, что он, получивший в июне 1945 года английский орден Бани I класса и возведенный королем Великобритании Георгом VI в титул барона Соединенного Королевства, при рождении имел право на точно такой же титул, но только Российской империи.

По данным, недавно открытым в Государственном архиве РФ, Константин Рокоссовский происходил из шляхетского рода Познанского воеводства Чаша (Czasza), породнившегося еще в XVI веке с силезским родом баронов Глаубич (Glaubicz), а известную всем фамилию получил по названию родового имения Рокосово. В начале 80-х годов XIX века это название получило и село неподалеку от города Великие Луки (вот почему знаменитый маршал часто указывал этот город местом своего появления на свет). Хотя на самом деле родился он в столице Польши, в семье ревизора Варшавско-Венской железной дороги Ксаверия-Юзефа Винценты Рокоссовского.

Отец будущего полководца имел чин титулярного советника и никогда не был машинистом паровоза, как утверждалось в большинстве источников советского периода.

Род Рокоссовских имел большое генеалогическое древо. Причем одни родичи именовались баронами, другие имели потомственное, а третьи — лишь личное дворянство.

Ксаверий-Юзеф был третьим сыном барона Винцента Рокоссовского. Следовательно, ни он, ни его дети — Мария, Константин и Хелена, не имели права на баронскую усадьбу и владения, а сохранили за собой лишь родовой герб — щит с изображением белой рыбы на синем фоне, с пятью страусовыми перьями, увенчанный короной.

Константин получил прекрасное домашнее образование, дополненное пятью классами Варшавской гимназии. Eго мать, Антонина Овсянникова, имела диплом «учителя на дому» и посвятила себя воспитанию детей. Способности к языкам Константин унаследовал от бабушки — баронессы Рокоссовской-Холевицкой.

После Октябрьской революции георгиевский кавалер 5-го Каргопольского драгунского полка, вольноопределяющийся, а по другим данным — младший унтер-офицер Константин Рокоссовский оказался единственным среди своих родственников, кто не эмигрировал из России, а начал службу в рядах Красной армии. Он тщательно скрывал свое дворянское происхождение и сделал карьеру в РККА, проявив в зрелом возрасте талант военачальника на полях сражений Великой Отечественной.

Свой первый из шести орденов Красного Знамени Рокоссовский получил в боях против белогвардейцев под Ишимом в 1919 году. В Ишиме он встретил и свою первую любовь — Людвигу Брыловскую. Однако брак молодые люди не зарегистрировали. Сын Людвиги Виктор лишь много лет спустя получил фамилию отца.

К тому времени Константин Константинович женился официально на Юлии Барминой (1900-1986). Дочь маршал назвал Ариадной-Адой (1925-1978). Она долгое время считалась единственным ребенком Рокоссовского.

Известно, что в 1949-1956 годах знаменитый маршал возглавлял министерство национальной обороны ПНР и являлся заместителем премьер-министра Польши.

В этом качестве, но как частное лицо, Константин Константинович трижды приезжал в Тюмень. В первый раз он посетил наш город осенью 1954 года, после присутствия на учениях на Тоцком полигоне с реальным взрывом ядерной бомбы.

В то же время в нашем городе появился старший лейтенант Виктор Рокоссовский. Маршал приехал в Тюмень для того, чтобы помочь найденному им сыну начать службу в качестве советского офицера, а не поручика Войска Польского.

Гарнизон Тюмени возглавлял тогда Герой Советского Союза генерал-майор Илья Васильевич Балдынов (1903-1980). Eдинственный бурят-генерал был близким другом маршала со времени совместного заключения в ленинградской тюрьме «Кресты» в 1937-1940 годах. Балдынов уважил просьбу старшего друга и назначил старшего лейтенанта Рокоссовского начальником клуба гарнизона и Западно-Сибирского военного училища (будущего ТВВИКУ).

Младший Рокоссовский носил офицерские погоны, но не имел аттестата зрелости. Константин Константинович устроил сына на учебу в вечернюю школу N 10 на улице Луначарского. Принимала в школу необычного ученика ее тогдашний директор, двоюродная сестра моего отца, ныне здравствующая Мария Георгиевна Тарлап. По словам 87-летней женщины, она отлично помнит и Виктора, и единственную в жизни встречу с прославленным маршалом в своем служебном кабинете.

Классным руководителем Виктора Рокоссовского стала 24-летняя учительница химии Тамара Александровна Смирнова-Боер (1930-2003).

По воле случая, она в начале 70-х годов преподавала химию автору этих строк в школе N 12 и рассказала очень много о младшем Рокоссовском, единственном из школьников города носившем галстук-бабочку.

Маршал решил для Виктора и квартирный вопрос. За 350 рублей в месяц он снял комнату для сына в частном доме Ждановых на улице Обской N 24, в районе овчинно-меховой фабрики.

Константин Константинович еще дважды, в 1956 и 1958 годах, побывал в Тюмени. К тому времени он вернулся в Советский Союз и занимал должность главного генерального инспектора министерства обороны. В обоих случаях приезжал в наш город как частное лицо.

По воспоминаниям старожилов, любимым объектом в Тюмени маршал считал водонапорную башню на улице Орджоникидзе и неоднократно фотографировал с ее высоты панораму города. Eще он обожал мамонта — экспонат областного краеведческого музея, почему-то упорно называя его «слоном».

Виктор Рокоссовский женился на коренной тюменке Валентине Ждановой. Он покинул Тюмень в 1958-м, направившись к месту службы в подмосковный город Чехов за десять лет до кончины своего прославленного отца. Сейчас сын маршала живет в Ростове-на-Дону, а его бывшая жена — в Тюмени.

Ветераны ТВВИКУ и немногие ныне здравствующие ветераны 109-й гвардейской стрелковой дивизии, стоявшей гарнизоном в Тюмени до 1960 года, очень часто вспоминают добрым словом отца и сына Рокоссовских.

***
фото: вечерняя сменная школа на улице Луначарского

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта