X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Хранитель музея

Ровно год назад, в апреле, Яков Чепик стал заведующим музеем боевой и трудовой славы Тюменского отделения Свердловской железной дороги.

Стенды с фотографиями и документами, железнодорожные фонари, станционные часы и даже рельсы — вот необычные экспонаты музея. О них Яков Егорович может рассказывать часами.

— Здесь все этапы становления нашего отделения дороги, — начинает он свое повествование для журналиста.

В 1864 году полковник Министерства внутренних дел Богданович предложил провести железную дорогу до Тюмени, назвав ее единственным средством «к предупреждению голода в Уральском крае». Вот один из самых старых экспонатов — рельс, изготовленный на Нижнесалдинском заводе Демидова: такие использовались в 1885-м при укладке пути от Екатеринбурга до нашего города.

Есть в музее стенд, рассказывающий о работе тюменских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. С 18 часов 24 июня 1941 года на стальных магистралях был введен особый график — он предусматривал первоочередное продвижение поездов с войсками и военными грузами, а уж потом — пассажирских составов. На фронт шли эшелоны с военной техникой, на восток страны — поезда с людьми и эвакуированными предприятиями.

Я ков Егорович показывает фотографии поезда-бани, построенного в Тюмени в 1942 году, -подарка железнодорожников фронтовикам. В короткий срок, за 25 дней, сибиряки приготовили состав из десяти вагонов: были тут и парилка, и душевая, и парикмахерская. И даже вагон-клуб с газетами и журналами, настольными играми, музыкальными инструментами. В такой «передвижной» бане за час успевали помыться до сотни бойцов.

В музее сохранились письма железнодорожников в действующую армию. «Когда мы строили для вас, дорогие друзья-фронтовики, поезд-баню, — пишет старший электромонтер связи Трубецкой, — нам пришлось немало потрудиться. Но мы дружно, самоотверженно работали, помня, что все это — для вас, наших доблестных друзей».

Читаем письмо телефонистки станции Тюмень Рогачевой: «Сын у меня — летчик. Но материнской любовью я люблю не только своего сына, но и каждого дорогого нашего бойца, защитника Родины. Мы, тюменцы, посылаем вам, товарищи фронтовики, в подарок поезд-баню. В этот поезд мы вложили свой труд. Мы с подругами вышили занавески для клуба, дорожку на пианино, оформили букеты из искусственных цветов. Пусть будет красиво в клубе, пусть вам будет уютно в нем! Отдыхайте, родные, в нашем поезде и с новыми силами бейте врага».

Для самого Якова Егоровича Великая Отечественная — не только музейные экспонаты и черно-белые фотографии в экспозиции, но и живые воспоминания, которые до сих пор заставляют голос дрожать. Во время войны пятнадцатилетний парень, житель Витебской области Белоруссии, мечтал стать партизаном.

Яков Егорович рассказывает:

— Старшей сестре Лиде удалось сбежать от немцев, когда те везли ее и еще нескольких девчонок в Германию. По пути домой Лида встретила партизан и осталась помогать им в качестве медсестры — помогли знания, приобретенные за год учебы в медучилище. Семья знала о том, что сестра осталась с партизанами. И я хотел присоединиться к ним. Не сложилось: за неделю до ухода в лес свалился с сыпным тифом и болел до 1944 года, когда нашу деревню освободили от захватчиков.

… С железной дорогой его свел случай. В 1946 году, летом, когда Яков окончил с отличием школу, из Ленинграда приехал погостить парень, учащийся железнодорожного училища.

— И так нам с ребятами понравились его нарядная форма, погоны, — вспоминает Яков Егорович, — что впятером мы приняли решение непременно идти учиться на железнодорожников. И слушали его рассказы о том, как ходят поезда, как составы встречают на станциях, в общем, о том, как живет магистраль.

Чепик приехал в Тюмень в 1950 году, когда железная дорога была однопутной, вход и выход на всех станциях регулировались семафорами с керосиновыми фонарями. Тогда на железнодорожном транспорте, вплоть до 1953 года, еще действовало военное положение.

Маневровый диспетчер, старший помощник начальника станции, поездной диспетчер, начальник отдела движения — всю жизнь Яков Чепик постигает новое в профессии, изучает опыт других отделений дороги.

С середины шестидесятых годов прошлого века строится железная дорога на север, к нефтяным и газовым месторождениям… Чепик рассказывает:

— Пути были забиты составами северного направления, их не успевали обрабатывать. Для решения начальник Свердловской железной дороги Виктор Скворцов направил на Сургутское отделение меня, тогда начальника отдела движения. Я предложил нестандартный, даже рискованный, выход из ситуации: пустить поезда «вслед», то есть на очень короткой дистанции друг от друга. Мы рисковали — а вдруг у одного из них откажут тормоза? Ведь составы весят по тысяче тонн каждый! Но все обошлось: брошенных поездов не стало.

В 1967 году Чепику присвоили звание «Почетный железнодорожник». До 2002 года он работал на магистрали, посвятив ей более пятидесяти лет. Даже выйдя на пенсию, возглавлял некоторое время станцию «Промышленная» в «ПромжелдортрансТюмени».

Сейчас Яков Егорович хранит историю Тюменского отделения СвЖД: фотографии, документы и, самое главное, — бесценные воспоминания.

***
фото: Яков Чепик

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта