X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Все машины попадают под… пресс

Стоянки автосалонов, забитые новыми, на любой цвет и вкус, автомобилями, — привычная городская картинка. Приятно посмотреть, как с этих парковок машины первый раз выезжают на большую дорогу. Редко кто задумывается в этот момент: куда она их приведет?

… Здесь, на полигоне пункта утилизации старых автомобилей, все они без госномеров, но не «еще», а «уже». В этом принципиальная разница. По всем документам слегка помятые, без стекол и колес, « жигули» , « лады» , «уазики», «оки», старые «форды» — ничьи. Нет номера — нет связи с хозяином. И только, наверное, забытый в салоне прежним владельцем трогательный (на общем фоне свалки) освежитель воздуха еще хранит в себе воспоминания о совместных поездках на работу, дачу, может, даже к морю…

— Да, часто что-то оставляют, — рассказывает Николай Бурундуков, начальник участка переработки автомобилей « Тюменьспецтранса». — Ребята иногда находят в машинах и старые документы, и припрятанные «заначки» бывших хозяев. Вот недавно достали из-под сиденья совсем древних «жигулей» советские рубли. Кто хочет — забирает себе на память. Ведь ни советские деньги, ни освежители воздуха не входят в перечень обязательной комплектации автомобиля.

А за тем, чтобы машина доставлялась на полигон полностью укомплектованной, следят дилеры, которые участвуют в программе утилизации старых авто. С того момента, как начала работать эта программа, пункт переработки принимает по нескольку десятков «старичков» в день.

— Раньше, конечно, здесь тоже занимались утилизацией машин, — говорит заместитель генерального директора «Тюменьспецтранса» Виктор Леднев, — но не в таких масштабах. Их просто принимали у хозяев по цене черного металла. Сейчас это поставили на поток и за несколько месяцев уже полностью отработали технологию приемки.

Сначала на капоте каждой привезенной машины рисуют краской порядковый номер (по номеру акта приема-передачи). С этого момента известно, какой по счету машина попадет в пресс-манипулятор. Правда, перед этим она должна пройти еще несколько процедур.

— Вон на той эстакаде две машины, — показывает в сторону Виктор Робертович. — Сейчас из них сливается масло и топливо. Хотя некоторые машины столько лет стоят без движения, что оставшуюся в их баках жидкость и топливом-то назвать нельзя. Больше половины автомобилей, которые к нам привозят, уже не на ходу.

Показалось, что внизу огромной пирамиды, выстроенной из проржавевших кузовов, кто-то завелся и зашевелился!

— А этот как раз на ходу, — улыбается Николай Бурундуков. — Сам по себе у нас никто не заводится — даже ночами. Хотя обстановка, действительно, располагающая.

От пирамиды отделились «жигули» кофейного цвета. И правда, не сами по себе — за рулем сидит молодой человек, работник пункта переработки. Он выкрутил руль, и машина лихо развернулась перед нами. Наверное, в последний раз. Сотрудники «Тюменьспецтранса» говорят, что уже научились не жалеть автомобили, сваленные в кучи на полигоне — слишком их много, на всех эмоций не хватит.

А я, попав на автомобильный погост, долго не могла отделаться от ощущения, что на меня, не отрываясь, смотрят несколько сотен грустных глаз. Под конец уговорила себя, что это всего лишь фары, пусть и немного побитые.

Поверить, что маленький, метр на метр, металлический куб — это синяя «копейка», мимо которой мы проходили в самом начале нашего визита, было сложнее.

— На самом деле, этот кубик — вовсе не конец жизненного пути нашей «копейки», — приободрил меня Дмитрий Леднев, специалист «Тюменьспецтранса». — Вполне возможно, в другой жизни она станет «фольксвагеномтигуаном».

Может быть. Только после тщательной переплавки. Для этого металлические кубики отправляют на заводы Урала. Масла, выкачанные из машин, — на утилизацию в Екатеринбург. Шины и аккумуляторы перерабатывают у нас. А все остальное — коврики, мелкие промасленные детали (их сначала очищают), те же освежители воздуха — отвозят на специальный полигон для захоронения.

— И ничто не может попасть на вторичный рынок, появления которого так опасались противники программы утилизации?

— Это практически нереально, — пожимает плечами Дмитрий Викторович. — Во-первых, за этим следит служба безопасности автодилеров. Во-вторых, посмотрите, что из этого и кому может пригодиться?

Немного в стороне стропальщики Борис, Сергей и Алексей газорезками распиливают крупные запчасти и скидывают обрезки в огромный мусорный бак. В этот момент к большому манипулятору подъезжает погрузчик. На его подъемнике, словно на вытянутых руках, лежит еще одна «копейка», только светлая. На ее лобовом стекле — талон техосмотра. Словно ошейник, который не пожелал забирать хозяин, навсегда оставивший своего пса у анестезиолога.

***
фото: Бывшая «копейка»;Дмитрий Леднев на автомобильном погосте;А раньше этот кубик ездил на четырех колесах.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта