X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Поющие руками

Была такая музыкальная передача — «Старые песни о главном». Точнее, даже фильм. Его показывали в новогодние праздники по центральному каналу: звезды отечественной эстрады, нарядившись в переднички, веночки и пышные придворные туалеты, исполняли хиты прошлых лет. Зрителям, я помню, нравилось.

У спектакля режиссера и драматурга Николая Коляды и популярного новогоднего фильма общее -только название и несколько песен. Но тем, кто 8 и 9 мая посмотрел спектакль в театре «Ангажемент», понравилось не меньше. На «бис» артистов вызывали не менее четырех раз.

Большинство зрителей столкнулось с жанром жестовой песни впервые. Коляда заранее объяснил, что все песни в музыкальной постановке исполняются на языке жестов, который придуман глухими людьми.

— Актеры, которых вы сейчас увидите, люди слышащие, — сказал он. — Это третьекурсники Екатеринбургского государственного театрального института, которые учатся на моем курсе. Жестами они учились говорить специально для этого спектакля.

Коляда сказал, что форма самодеятельности слабослышащих — не только самостоятельный жанр театрального искусства, но и необходимая составляющая обучения актерской профессии. Артист должен уметь играть для всех.

Сам же он не сумел запомнить так много жестов, как студенты. Может только «сказать» «я люблю тебя» и «дом», что с удовольствием и продемонстрировал.

Идея постановки родилась из рабочего материала. Изначально курс по жестовой песне задумывался просто как тренинг для студентов. В качестве преподавателя «иностранного» жестового языка Николай Коляда пригласил режиссера «Театра на ладони» Марину Крашенинникову, вместе с которой работал над постановкой спектакля «Клаустрофобия» несколько лет назад.

В спектакль тренинги переросли, когда Коляда увидел, как интересно получается у студентов переводить песни на язык глухонемых. В итоге в спектакль попал 21 хит былых времен — «Стоят девчонки», «Последняя электричка», «Зеленоглазое такси», «Черный кот», веселая народная «Коляда» и другие. У каждой песни — свой исполнитель.

Девушки-артистки — великолепны, они затмили юношей. Внешностью, темпераментом, пластикой, они добавляют свежести давно приевшимся шлягерам. Песни звучат из колонок, а артистки ведут свои партии мимикой и жестами. Это главное средство выражения дает необычный результат: текст и мелодия словно очищается от затертости и банальности. Остаются только эмоции, которые сохраняются во все времена. Плюс несколько хороших режиссерских ходов.

Утонченной и манерной красавице из номера «Я вышла на Пикадилли.» в исполнении Дарьи Мяконьких удачно противопоставлена толпа домохозяек в халатах. Мечтательно глядя, как она расхаживает по сцене, словно по подиуму, они неуклюже пытаются примерить на себя ее незнакомую, но такую привлекательную жизнь. Комический эффект обеспечен, публика хохочет до слез.

Очаровательны своей непосредственностью Алена Злобина («Стоят девчонки») и Екатерина Веприкова («Желтый лист осенний»). Строгая красавица Анна Данилина с номером «Ваши пальцы пахнут ладаном» заставляет зал умолкнуть и следить за тем, как порхают в воздухе ее руки. «Глухонемая любовь» в исполнении Юлии Беспаловой и Сергея Прудникова серьезна и драматична.

Все гениальное, наверное, действительно, просто. Коляда собрал воедино то, что было у него под рукой. Все спецэффекты — как на студенческом капустнике. Но назвать спектакль капустником почему-то не поворачивается язык.

… Говорят, на премьере «Старых песен о главном» в Екатеринбурге было много слабослышащих и глухих людей. Они так растрогались, что из зала «подпевали» актерам. Конечно, тоже жестами.

***
фото: Николай Коляда.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта