X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Георгий Грюнвальд — на паровозе и с «Локомотивом»

Начиная свой первый рассказ о тюменских футболистах-фронтовиках, не могу унять душевного трепета: то были настоящие защитники Родины, великие труженики и одновременно спортсмены-любители. Тюменцы наслаждались футболом, в который они играли, а десятки пацанов около них стали спортсменами и просто хорошими людьми…

Итак, Георгий Константинович Грюнвальд (1922 — 1979) — сын латышского стрелка, присланного в годы революции в Тюмень устанавливать советскую власть. Судьба его была незавидной, поскольку далеко не все местные жители, как это теперь хорошо известно, были за эту самую власть. В одной из перестрелок в 1926 году, как рассказывает внучка большевика Ольга, он был убит.

Сын большевика, названный волею случая как маршал будущей Победы, в довоенные годы увлекался спортом, был «Ворошиловским стрелком». И, как и многие другие пацаны, имел две главные страсти — футбол и хоккей. Видный, физически крепкий, Гоша уже тогда кое-что понимал в любимых играх, а поскольку жили Грюнвальды около станции, то и путь в спорт парню был ясный — через «Локомотив». И свой трудовой путь Георгий начал на железной дороге: в 1938 году он принят слесарем по ремонту паровозов в Тюменское депо. Причем в 1937-м успел пройти обучение и получил удостоверение помощника машиниста паровоза.

А как с футболом? И тут он словно неуклонно двигался по символическим рельсам: в 1939-м вместе с «Локомотивом» 17-летний Георгий завоевал свою первую награду — приз газеты «Тюменская правда».

К слову, никаких сведений о манере игры, технике или забитых мячах молоденького полузащитника мне пока не удалось найти, даже в архиве семьи — что, увы, не удивительно. Минувшее время привело к забвению целого периода развития тюменского спорта. Но — не все потеряно, не все!

… Война. Георгия призвали не сразу: на железной дороге народ был тоже нужен. Но в октябре 1941 года он становится солдатом Красной армии и в составе 14-й воздушно-десантной бригады участвует в кровопролитных оборонительных боях на Юго-Западном фронте. В феврале 1942-го наш герой получает тяжелое ранение руки и попадает в госпиталь на целый год! Держу в руке тоненький листочек -справку эвакогоспиталя от 16 марта 1943 года, где говорится о том, что «красноармеец Грюнвальд Георгий Константинович получил тяжелое ранение руки в боях с германскими фашистами и . имеет право носить соответствующий знак отличия».

До самого конца Великой Отечественной гвардии ефрейтор Грюнвальд провоевал в 91-й отдельной стрелковой роте, не получив больше ни царапины. Демобилизован только в октябре 1945 года. Награждался не один раз: на груди его красовались орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией » . А еще были у него семь письменных благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

Но ведь что интересно и даже не удивительно! Уже не первый раз встречаю в архивах футболистов-фронтовиков сведения о. футболе во время войны или сразу после нее! Вот и в семейном альбоме Г.К. Грюнвальда я увидел фотографию, и не одну, футбольной команды его воинской части на фоне явно немецких домов. Разумеется, в составе был и сам Георгий.

В конце 1945-го произошло долгожданное возвращение домой. И сразу — к родному «Локомотиву». Он включился в кипящую футбольную жизнь города без промедления — ему поручили работу инструктора в ДСО «Локомотив». Он воссоздал и руководил в качестве играющего тренера командой железнодорожников, куда один за другим вливались все его старые, соскучившиеся по футболу и хоккею, друзья.

В 1946 году Грюнвальд организовал участие нашей футбольной команды в соревнованиях Уральской зоны первенства РСФСР среди коллективов физкультуры (которые, кстати, предшествовали в ту пору первенству СССР в классе «Б»). Выдающегося результата достичь не удалось, но опыт был приобретен бесценный.

В конце того же года Георгий по каким-то, неизвестным мне, причинам вернулся было к топке паровоза, но уже в следующем, 1947-м, его вернули в спортивное общество — теперь руководителем всего тюменского «Локомотива». Тут он трудился не только по футбольной части, но и развивал массовые виды спорта — вплоть до 1950-го. Именно здесь он проявил замечательные качества организатора — при нем «Локомотив» гремел на всю округу.

В это же время наш герой встретил свою единственную Надежду, которая стала его музой и матерью его детей.

Дочери унаследовали отцовский спортивный дух. Старшая, Галина, усердно занималась в детстве фигурным катанием (оказывается, был такой вид спорта у нас уже в пятидесятых годах!), а в волейболе достигла звания кандидата в мастера спорта. Младшая, Ольга, занималась легкой атлетикой, конькобежным спортом (ее тренером был Б.А. Мишатин), а еще и пулевой стрельбой.

Можно предположить, что по только материальным соображениям в 1950 году Грюнвальд вернулся на паровоз. Почти десятилетие он водил поезда в качестве помощника и машиниста. Затем, идя в ногу с техническим перевооружением железной дороги, окончил курсы машинистов тепловозов и освоил новую технику.

Однако и футбол не отпускал! Теперь он тренировал на общественных началах. Через руки этого, догадываюсь, незаурядного футбольного педагога, хоть и самоучки, прошли десятки тюменских пацанов, и некоторые (например, Юрий Агиенко) оказались со временем нужными командам мастеров или сумели отличиться в других видах спорта.

А вообще Георгий Константинович хорошо делал все, за что в жизни брался. О нем писали газеты, его ценили друзья и коллеги. В его трудовой книжке, которую мне показала дочь, Ольга Георгиевна, — пятьдесят восемь поощрений. Есть, как говорится, «проходные» — к датам, но их-то как раз немного. Зато большая часть — за безаварийную работу, инициативу при тушении пожаров (и с огнем приходилось бороться Георгию Константиновичу!), за экономию топлива.

Тринадцать лет трудился этот удивительный спортсмен-железнодорожник на тепловозах. Его душевных сил хватало на все главные дела жизни: локомотивы с поездами, футбол с его воспитанниками и семью — оплот душевного спокойствия.

Но даже у такого физически мощного человека организм не «железный». Никто не считал, сколько тонн угля перекидал он в топку паровоза за десятилетия и как это отразилось на его здоровье после тяжелого фронтового ранения. Отразилось. Он устал, заболел и в 1979-м ушел из жизни.

Но память о таких людях, конечно же, должна жить. Так давайте в канун 65-летия Победы вспомним солдата и просто хорошего, работящего, талантливого человека — Георгия Грюнвальда!

Продолжение темы — завтра в очерке о «Локомотиве» послевоенной поры.

***
фото: Гвардии ефрейтор Грюнвальд (1945 г.);Та самая фотография с командой воинской части (Георгий — седьмой справа, Германия, 1945 г.).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта