X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Двойная защита для одной трубы

Самый лучший способ подготовиться к зиме — купить теплую одежду. Такую, чтобы носилась долго.

В сибирских условиях хорошо подогнанный тулупчик ценился всегда. Об этом заботились заранее. На материалах не экономили, брали лучшие шкуры и шили с запасом, с запахом, на вырост. Расчетливый крестьянин знал: возьмешь гнилье — потом намаешься, будешь латать-перелатывать, а без толку, все равно замерзнешь.

Все эти методы сегодня применимы и к ремонту теплотрасс. Годы, а то и десятилетия коммуникации, несмотря на суровые зимние условия, укладывали в траншею вообще без «одежды» -как вышла стальная труба с завода без дополнительной изоляции, такой ее и положили в землю. А перепады температур, характерные для континентального климата, подвижки и обводненность грунтов подтачивали металл с такой интенсивностью, что от толстостенной стали в скором времени оставалась лишь изъеденная ржавчиной оболочка. Не удивительно, что такие трубы рвутся, только задень. Ставить на них заплаты — мероприятие почти бесполезное. Ставишь в одном месте — расползается рядом. Яркий тому пример — теплотрасса в районе пересечения улиц Одесской и Харьковской. За год на одном и том же участке ее прорывало несколько раз.

И таких объектов, где магистральные теплотрассы давно требуют замены, в Тюмени десятки. Из 70 километров муниципальных тепломагистралей только по нормативам полагалось бы менять не менее семи километров в год, а с учетом накопившихся многолетних «недоремонтов» — и того больше. Впервые в этом году компания «Фортум» планирует заменить около 10 километров магистральных тепловых сетей, причем с применением новых технологий.

О том, что это за технологии и как они выглядят на практике, журналистам наглядно продемонстрировали в среду.

Самым показательным, пожалуй, является участок по улице Киевской. Во-первых, этот объект самый крупный, протяженность его — более трех километров. Во-вторых, достаточно старый — введен в эксплуатацию в 1972 году. В-третьих, при опрессовке здесь выявлено множество повреждений. И, наконец, в-четвертых, тут будут применять для изоляции труб совершенно новую для Тюмени пенополиуретановую оболочку.

Впрочем, если быть совсем точным, то на тюменских коммуникациях все-таки был опыт использования пенополиуретана. Но, как говорят специалисты, «не совсем удачный», с множеством нарушений, которые свели на нет все благие намерения.

Чтобы избежать повторения прежних ошибок и не совершить новые, пригласили независимого подрядчика — компанию «Флоу-Системз», которая больше 15 лет занимается прокладкой труб в пенополиуретановой изоляции. В Москве, например, такие технологии применяются с 1994 года.

Суть в том, что у новых труб будет две оболочки. Первая -пенополиуретановая, толщиной около 70 мм, а вторая — полиэтиленовая. Одна будет защищать от потери тепла при транспортировке, излишних переохлаждений и механических повреждений, а вторая — от влаги.

Грунты в Тюмени очень тяжелые, говорит Николай Волков, старший инженер компании по строительству, и в большей степени трубы страдают от грунтовой воды и излишней влажности. В таких условиях любой неверно выполненный стык может в разы снизить срок службы трубопровода. И каких только стыков он ни увидел на старых тюменских теплотрассах — прикрытые «скорлупкой», обмотанные минватой, рубероидом… «Всего десять процентов такой недоделки могут перечеркнуть всю работу», — говорит Волков.

Впрочем, считает Николай Владимирович, даже сверхсовременная изоляция — «еще не панацея». Многое будет зависеть от качества и температуры подаваемой воды. Грязная вода или несоблюдение температурных нормативов снижают срок службы труб.

Чтобы стыки были идеальные, в этом году на теплотрассах с новыми трубами применяют стопроцентную, а не выборочную УЗИ-диагностику сварных швов. Кроме того, на стыки накладывают термоусаживающие муфты. Для этого их «упаковывают» в полиэтиленовую оболочку с двумя отверстиями, в которые потом заливают «гремучую смесь» из двух сложных полимеров: изоционата и полиуретана. Соединяясь, эти два вещества вступают в химическую реакцию, в результате которой образуется новое вещество ячеистой структуры, наподобие строительной пены. Расширяясь, оно увеличивается в три-четыре раза и заполняет собой все полости внутри муфты. И там, где сварной шов был голым и беззащитным, образуется пенное водонепроницаемое утепление.

В идеальных, например, европейских условиях срок службы труб в пенополиуретановой изоляции достигает 50 и более лет, но у нас компания « ФлоуСистемз» гарантирует около 30 лет. Это связано и с тем, что в суровые зимы температуру теплоносителя приходится повышать, что для полимерной изоляции не очень благоприятно.

Впрочем, данная технология, признается Николай Волков, уже не самая передовая. В Европе повсеместно применяют электросварные муфты, где контроль за качеством сварных швов осуществляет компьютер.

К сожалению, в наших условиях «человеческий фактор» еще слишком силен. Но впервые компания «Фортум» начала применять технологии, позволяющие значительно увеличить срок службы труб, почти в десять раз сократить теплопотери на пути от производителя к потребителю и втрое снизить расходы на ремонт.

Правда, если менять в год по 10 километров трасс, то на полную модернизацию потребуется минимум семь лет.

***
фото: На улице Киевской идет монтаж труб в пенополиуретановой изоляции;Александр Тимошенко и Владимир Иванов теперь главные специалисты по новым трубам.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта