X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Победив холеру, обратились к ходатайству извозчиков

Холера и извозчики — вот основные темы заседания городской Думы, состоявшегося 6 октября 1910.

Гласные ознакомились с протоколом городской санитарно-эпидемической комиссии от 28 сентября того же года. По сообщению врача Е.М. Чернавиной, с 16 сентября поступление больных в городской холерный барак прекратилось. Наступление осенних холодов давало надежду на то, что новых заболевших не будет.

Поскольку эпидемию удалось предотвратить благодаря экстренно принятым мерам, отпала необходимость в усиленных противохолерных мероприятия. В связи с этим комиссия решила с 1 октября 1910 года уволить врача, заведовавшего холерным бараком, временного городского санитарного врача и весь фельдшерский персонал, обслуживавший барак. Городской управе было предложено сократить и численность низшего больничного персонала, увеличенного в период эпидемии, а кроме того, через губернскую санитарно-исполнительную комиссию и губернатора Д.Ф. фон Гагмана просить «объявить город Тюмень благополучным по холере». Комиссия сочла необходимым отметить самоотверженную работу всего персонала холерного барака, а смотрителю больницы Витко, фельдшеру Буркову и служащим больницы Щаповой и Никольченко просили выплатить дополнительное вознаграждение в размере соответственно 100, 50, 10 и 10 рублей.

Гласный Думы П.И. Никольский, будучи одновременно и врачом городской больницы, сообщил, что смотритель Витко во время эпидемии, кроме основной работы, выполнял обязанности заведующего хозяйством холерного барака, создавая необходимые условия для облегчения участи больных.

Приняв к сведению протокол комиссии, Дума разрешила управе выдать указанным лицам вознаграждение « за понесенные труды по борьбе с эпидемией».

Следующий вопрос уже рассматривался, гласны ми ровно месяц назад. 6 сентября в Думу поступило ходатайство городских извозчиков, просивших о повышении платы за пользование экипажами ввиду «повышения цен на продукты первой необходимости». Кроме того, многие из них завели рессорные экипажи и хорошую «выездную обстановку» и просили разделить их на разряды. Для тех, у кого экипажи были лучше, соответственно, и плата за проезд должна была быть выше, считали извозчики. Также они просили и об увеличении платы за поездки в воскресные дни и в вечернее (с 22 часов) время.

В июне 1910 года по просьбе купца первой гильдии В.Л. Жернакова и с согласия уездного исправника биржевая стоянка извозчиков с улицы Ишимской (ныне Орджоникидзе) была переведена на угол улиц Тобольской (ныне Комсомольской) и Ишимской. 25 лет она находилась у дома Жернакова и содержалась «в крайне неряшливом виде». Особенно это бросалось в глаза осенью и ранней весной, «когда на извозчичьих биржах от постоянного проезда экипажей образуется невылазная грязь и кучи навоза и всевозможных отбросов, издающих постоянное зловоние вокруг таковых мест».

С момента принятия решения прошло всего три месяца, но извозчики просили вернуть стоянку на прежнее место. Выделенное под новую стоянку, пустующее на тот момент место на углу Тобольской и Ишимской оказалось «стеснено заготовкой для постройки строительных материалов». Развернуло работы семейство пароходовладельцев Корниловых, которое приобрело эту землю.

Вернуть стоянку на прежнее место, вероятно, было бы возможно, обязав извозчиков поддерживать чистоту, а также приняв меры к замощению стоянки. Средства на производство этих работ вполне можно было взять с тех же извозчиков.

В ходатайство была включена и просьба об изменении параграфа 11 постановления городской управы от 28 апреля 1895 года «О порядке отправления извозного промысла в городе Тюмени», гласившего, что по требованию полицейских чиновников и служителей извозчики были обязаны бесплатно везти поднятых на улице заболевших, ушибленных, пьяных, скоропостижно умерших и прочих. Бесплатным был проезд и для полицейских чиновников и служителей, следующих на пожары и преследующих воров, грабителей и других подозрительных личностей. Извозчики просили изменить данный параграф, отменив бесплатный проезд для упомянутых лиц.

Ознакомившись с представленным документом, гласные сочли повышение платы за проезд обоснованным (расценки не менялись с 1902 года), но окончательное решение вопроса отложили. Управе было дано поручение подготовить проект документа об упорядочении мест извозчичьих стоянок и содержании их в чистоте, а также о разделении легковых извозчиков на два разряда и новой оплате за проезд. Например, если раньше проезд от вокзала до городских пристаней стоил 40 копеек, то по новой таксе он был установлен в 50 коп.; за Тюменку — соответственно, 35 и 40 коп.; в Заречье — 50 и 60 коп. За час езды во время Масленицы, Святой Пасхи, двух дней Рождества Христова и в день Нового года следовало брать 75 коп. вместо 50. Размер оплаты за проезд в рессорных экипажах увеличивался на 10 коп. Поскольку в силу технических особенностей такие экипажи были приспособлены для колесной езды, то повышенная такса действовала только в летом.

В целом, такса подлежала увеличению по всем направлениям, и управа руководствовалась тем, что за восемь лет со дня утверждения существовавшей таксы условия жизни в городе изменились. Возросли цены и на продукты питания, фураж, да и услуги извозчиков стали востребованнее, так как Тюмень все больше разрасталась.

Что касалось разделения извозчиков на два разряда, то управа не сочла возможным удовлетворить эту часть ходатайства, поскольку за занятие извозным промыслом каждый предприниматель уплачивал в городской доход сбор в предельном размере (10 рублей с каждой лошади, «употребляемой в извозе»), и увеличивать сбор было возможно только после возбуждения ходатайства перед правительством. Устанавливать же «разделение извозчиков на высших и низших при одинаковости их обложения было бы несправедливо».

Последний пункт ходатайства извозчиков поддержки в управе не нашел. Условие оказывать безвозмездное содействие полиции в поимке преступников существовало повсеместно, равно, как и обязательство отвозить подобранных на улице пьяных и больных. Если бы город стал оплачивать эти поездки, то получаемый казной сбор за занятие легковым извозным промыслом весь бы поглотился этим расходом.

В процессе обсуждения гласные внесли несколько предложений. К готовящемуся постановлению о плате за проезд на легковых извозчичьих экипажах было предложено присоединить и таксу для ломовых извозчиков. Что касается арендной платы за места, отводимые для стоянок, гласные согласились с предложенной управой суммой — пять рублей в год с каждого занимавшегося извозным промыслом. При этом было высказано предложение замостить места стоянок камнем и «установить при них особые ящики», куда бы складывался бы мусор, по мере необходимости вывозимый санитарным обозом. Поддержание чистоты на стоянках отныне должно было стать обязанностью извозчиков.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта