X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

Сто минут с Евгением Куйвашевым

Каждый год в день рождения «Тюменского курьера» к нам приходит глава городской исполнительной власти. Каждый год за импровизированным «круглым столом» идет откровенный и прямой разговор о городе, его успехах и недостатках, о свершениях года текущего и новых планах.

Не всегда «высокие договаривающиеся стороны» приходят к согласию. Порой высказывают противоположные мнения по принципиальным или частным вопросам.

Не была исключением и нынешняя октябрьская встреча сотрудников газеты и главы администрации Тюмени Евгения Куйвашева. Прежде чем перейти к делам сегодняшним, вспомнили о том, что случилось 17 лет назад.

«В НОРВЕГИИ ВСЕ ЕЗДЯТ ПО ПРАВИЛАМ»

«Тюменский курьер»: Евгений Владимирович, а где вы были в октябре 1993 года, когда наша газета вышла в первый раз?

Евгений Куйвашев: Я был в Москве, только-только поступил на первый курс военного института Федеральной погранслужбы. Октябрь — самое начало учебы. Мы были в казармах. О том, что происходит у Белого дома, даже не знали. И залпов танков не слышали…

ТК: Зато теперь — никаких казарм. Город перед вами. Пешком гуляете? Есть у вас любимые места для прогулок?

Евгений Куйвашев: Самое любимое движение — от дома до работы. Могу просто пройтись с коллегами по улице Республики, посмотреть, как идет уборка. Да и по другим улицам тоже.

ТК: А поздним вечером не гуляете? Часа так в 22-23?

Евгений Куйвашев: В такое время нет, не гуляю.

ТК: Жаль. Увидели бы, как по центру города устраиваются автомобильные и мотоциклетные гонки. А вот милицейских патрульных машин совсем не видно. Только слышен рев моторов. Как бы добиться, чтобы правила соблюдались? Может, больше лежачих полицейских сделать?

Евгений Куйвашев: Знаете, недавно мы были в Норвегии. Там все ездят по правилам. Единственным регулятором выступают штрафы. Например, за превышение скорости на десять километров в час — заплатите почти 300 евро. Когда и мы придем к ответственному поведению на дороге, к неотвратимости наказания — и у нас все станет на свои места. Я не сторонник сиюминутного увеличения штрафов, но, мне кажется, они должны быть существенно выше. Тогда нарушений будет меньше.

ТК: Разве город не может повысить штрафы?

Евгений Куйвашев: Размер штрафов утверждает только федеральный центр. Их определяют по среднему в стране уровню заработной платы населения. Тюмень, конечно, живет получше, может быть, для нас 200 рублей — не деньги, а для многих жителей центральной части России это — большая сумма.

ТК: Водители знают, что стоит только выехать за город, как из кустов выскакивает сотрудник ДПС с радаром и за малейшее превышение выписывает штраф. А в городе кустов, наверно, нет…

Евгений Куйвашев: … Мы начали решать проблему другим способом: на улице Республики после реконструкции на всех перекрестках установят видеокамеры. И присутствие инспектора ДПС станет ненужным. Нарушил правила, не вовремя перестроился, проехал под мигающий красный — тебе «автоматом» придет штраф. Только так, другого не дано. Только штрафы и денежное наказание могут заставить водителя задуматься. И не только о себе, но и о других участниках движения.

«… ГЛАВА ГОРОДА ВСЕ РАВНО, ЧТО ХОЗЯИН БОЛЬШОГО ДОМА..»

Евгений Куйвашев: Жизнь — это ежедневная, обычная работа, без праздников и выходных. В 600-тысячном городе каждый день что-то происходит, требует наведения порядка. Там — авария, тут — утечка. Мусор накопился или дерево ветром сломало, или траву не подстригли… Бесконечный процесс…

ТК: Все-таки, за что душа болит больше всего?

Евгений Куйвашев: Конечно, за коммунальное хозяйство. Недавно я по приглашению шведской стороны был в Стокгольме. Обсуждали вопросы малой энергетики и энергосбережения. Интересно: в Швеции потери на сетях составляют 0,1 процента. У нас — около 25 процентов. При этом Швеция, не имея никаких особенных природных ресурсов — ни нефти, ни газа, полностью отапливает себя и обеспечивает электричеством. Там сжигают мусор, устанавливают тепловые насосы и так далее… Нам пока до этого далеко. После этой поездки я понял — нам повезло с компанией «Фортум». В этом году, например, она вложила в замену магистральных тепловых сетей около 270 миллионов рублей — не наших с вами, потребителей, а своих кредитных средств. Такого в Тюмени никогда не было.

ТК: Если нам так повезло с «Фортумом», почему же не повезло с «Теплом Тюмени»?

Евгений Куйвашев: Не торопитесь. Давайте восстановим историю, вспомним, как все было. Два года назад компания «Фортум» купила ТГК-10, у которой в собственности были ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и 72 километра магистральных сетей. Остальные инженерные сети были у ТГК-10 в аренде. Финны все посчитали… и отказались обслуживать разводящие сети (договор предусматривал расторжение в одностороннем порядке). Позже в «Фортуме» признали, что совершили ошибку. Но тогда ситуация сложилась так: посредине отопительного сезона мы вынуждены были в пожарном порядке искать тех, кто мог бы создать компанию, готовую обслуживать сотни километров разводящих сетей. И нашли. И компания работает. Так что на самом деле не все так плохо с «Теплом Тюмени».

Год назад, когда «Тепло Тюмени» только пришло на наш рынок, кредитных отношений, какой-то капитализации от нее ждать сразу, конечно, не приходилось. Главное — продержаться зиму. Сегодня ситуация другая. Появился такой рабочий инструмент, как подписание тарифных соглашений. Когда раскладываешь-собираешь эту ситуацию, как кубик Рубика, видишь в ней и положительные стороны. Я думаю: это даже хорошо, что «Фортум» в свое время отказался обслуживать разводящие сети. Зато смог в этом году вложить 270 миллионов рублей в ремонт магистральных сетей. И уже есть результат. Когда мы в этом году запускали тепло, у нас не было ни одного серьезного порыва по магистральным теплотрассам. По разводящим — да, были проблемы. Но недавно мы вышли на подписание пятилетнего контракта с «Теплом Тюмени», который позволит в следующем году рассчитать объем инвестиционной программы, чтобы предприятие могло взять кредит на замену разводящих тепловых сетей. Так что все будет нормально.

Общероссийская тенденция такая: «коммуналка» полностью должна стать частной. Только тогда в нее придут деньги, которых хватит и на обслуживание, и на ремонт сетей.

Лучше ли было, когда в коммунальном хозяйстве работали муниципальные предприятия? На мой взгляд, эти МУПы и довели наше ЖКХ до состояния, в котором оно сейчас находится. Если бы вся коммуналка до сих пор была наша, муниципальная, нам пришлось бы из бюджета выделить на ее содержание дополнительно миллиард 600 миллионов рублей. А сегодня эти деньги — частные.

«О ЧАСТНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЩИХ ЧИНОВНИКАХ»

ТК: Еще один «больной», на наш взгляд, вопрос: пассажирские перевозки в городе. Кажется, что чиновники просто не замечают этой проблемы. Поневоле думаешь: вот вывести бы всех служащих вечером на городские остановки и предложить, например, уехать общественным транспортом куда-нибудь в Заречные микрорайоны. Ведь после семи часов в заречную часть города невозможно добраться.

Евгений Куйвашев: Тут два вопроса, и я отвечу на них по очереди.

Первое. Десять лет назад в нашем городе появился коммерческий транспорт. К чему мы в результате пришли? «Частники» в конце рабочего дня под различными предлогами сходят с линии. Они объясняют: мало пасса жиров, невыгодно ездить… Многие годы эта система безнаказанности, безответственности процветала. Но мы не закрываем глаза на проблему, мы над ней работаем. Будем кардинально менять подход к оплате труда транспортников. Сегодня они получают оплату, исходя из того, сколько перевезли пассажиров. Скоро все изменится — одновременно с переходом на оплату по транспортной карте, с введением единого заказчика маршрута, с GPS-контролем транспортные предприятия будут получать оплату в зависимости от километража. Постановление об изменении системы оплаты планируется подписать в этом году, а вступит оно в действие с нового года.

Объем работы предстоит большой. Надо понимать, что сейчас 70 процентов общественного транспорта — в частных руках. «Частник» привык действовать «индейским» способом — гонки устраивает, ездит, где и когда хочет. Эти привычки мы начали пресекать. Уже есть прецеденты расторжения контрактов через суд. И когда «частники» увидели, что власть жестче контролирует, нарушений стало меньше.

Теперь второй вопрос: о вашем предложении «вывести чиновников на остановки, пусть на себе попробуют». Стало каким-то общим желанием -глумиться над чиновниками. Ситуация постоянно подогревается: чиновники, чиновники. Знаете, многим моим коллегам стыдно говорить, что они работают в администрации. Только лишь потому, что создали ореол пакости такой, нехорошести. Не так это все. Нормальные люди работают. И не всегда не правы чиновники, не всегда. «Посадить бы чиновников в автобус, да пусть бы они проехались». Нельзя так говорить. Может быть, еще ваши дети будут чиновниками, и про них на всяких сайтах будут пакости писать. В результате такого отношения профессия теряет авторитет. И молодые к нам не хотят идти.

ТК: — А говорят, что факультет муниципального управления переполнен, что он по количеству желающих учиться многократно обогнал все коммерческие специальности.

Евгений Куйвашев: … Вы думаете, что все там золотые горы получают, что все на взятках живут? Ерунда полная. Человек, когда ставит свою подпись, голову свою кладет на плаху. Работать здесь — это брать ответственность на себя.

«ПРО ДВОРНИКОВ И КОШЕК»

ТК: В последние годы в городе все больше памятников, устанавливаются какие-то «самостийные» скульптуры, так называемые «малые формы». Какое у вас к этому отношение?

Евгений Куйвашев: Надо разделить понятия — памятник и парковая скульптура. Скульптура, если она радует глаз и есть деньги, на которые ее можно поставить, — почему бы и нет? Только чтобы деньги были не бюджетные — у города и без того много других проблем.

Что же касается памятников — вопрос серьезней. Вы знаете, какие сейчас идут дискуссии вокруг Исторической площади Тюмени? Памятник здесь должен стать идеологическим звеном, сохранив суть подвига и исторического факта. Чтобы реализовать эту цель, мы готовы потратить бюджетные деньги.

ТК: Бюджетные деньги часто тратятся и на наименование, даже на переименование объектов. Например, на последнем заседании комиссии по топонимике говорилось о распоряжении присвоить имена собственные 23-м типам объектов инфраструктуры. Зачем же каждому скверику давать название? Стоят пять березок, и пусть себе стоят.

Евгений Куйвашев: Ситуация совершенно простая: каждый сквер должен быть нанесен на кадастровую карту. Если не давать ему имени, придется присваивать номер, например, «сквер N 58517».

ТК: Но горожане кадастровых карт не читают! Пусть там, в картах, скверы называются как угодно. В жизни такое обилие названий не нужно. Боюсь, что однажды захотим дать название в честь действительно важного события, а мест уже и не останется. Все названо.

Евгений Куйвашев: … Мнения могут быть разные. Иногда трудно прийти к единой точке зрения… Сейчас, например, многие хотят поставить памятник Ермаку, но, согласно историческим документам, его, когда образовывался град Тюмень, здесь не было.

ТК: А как вам нравятся перемены на Цветном бульваре? Стал он каким-то маленьким. Фигуры знаменитых клоунов, которые раньше были своеобразным центром бульвара, сейчас жмутся в сторонке, как бедные родственники. А кругом — загородки, лотки, палатки, аттракционы.

Евгений Куйвашев: Причины здесь тоже во многом экономические. Мы говорили с директором парка о том, что аттракционы стали вылезать на пешеходную зону бульвара. Но понять тоже можно: большое хозяйство надо содержать, окупать, людям платить зарплату.

ТК: А еще говорили, что в Заречных микрорайонах будет аквапарк…

Евгений Куйвашев: Предприятие, которое этим занималось, — обанкротилось, попало под кризис. Но земля с таким назначением осталась. И сейчас ведутся переговоры о перепродаже участка.

Но поймите, не в названии дело. А в назначении и в том, что за этим окажется. Вот открыли недавно теннисный центр, я думал, там все будет посвящено теннисным занятиям. Но оказалось, что спортивные залы только на первом этаже, остальные 15 этажей — гостиница.

«КАК СДЕЛАТЬ ПОСТОЯННЫМИ «ПРАВИЛА ИГРЫ» ДЛЯ ВРЕМЕННЫХ ОБЪЕКТОВ?»

ТК: Будут ли что-нибудь в городе менять в правилах размещен и я временных объектов?

Евгений Куйвашев: Когда мы даем свое согласие на размещение временных объектов, надо, прежде всего, думать о будущем. Поставить временный объект на магистральном трубопроводе или тепломагистрали? А случись на этом месте авария? А если пострадают люди? Принцип такой: где нельзя стоять киоскам, там их и не будет. Я считаю, преступление — пойти сейчас на поводу у просителей и ходатаев, а потом получить какой-то коллапс. К сожалению, часто бывает, что мы свои личные удобства или удобства кучки людей воспринимаем как удобства для каждого. Есть десятки различных способов организовать розничную торговлю. Не обязательно во временных объектах. И ради одного предпринимателя или ради одного человека, котором у лень пройти лишних 20 метров, мы не можем подвергать опасности жизнь многих людей.

ТРИ ВОПРОСА В ФИНАЛЕ

На встрече журналистов с Евгением Куйвашевым была и представительница «ровесников «Курьера», родившихся 2 октября 1993 года. Мы привыкли считать это поколение детьми. Как вдруг «наш ребенок» задал изумительно взрослый вопрос: как может получить молодой человек землю для строительства жилья? Евгений Владимирович очень подробно объяснял девочке по имени Ксения, что можно и чего нельзя сделать в этом плане. А потом сам и прокомментировал этот факт.

Евгений Куйвашев: Конечно, молодые люди сейчас совершенно другие. В 17 лет я думал о футболе, но никак не о земле. Да, они совершенно другие. Но я рад этому. Это очень интересное, хорошее поколение, у которого свои достойные ценности. У них есть стремления, и это здорово.

… Беседа и споры продолжались уже один час и сорок минут. Пришло время последних вопросов.

ТК: В городском хозяйстве работы много. Скажите, как вы отдыхаете? У вас есть особенные рецепты для снятия стрессов?

Евгений Куйвашев: Личного психолога нет. Тренажерного зала нет. Сон для меня — лучший отдых. Особенно если удается поспать четыре-пять часов. На самом деле, когда работаешь, об усталости не думаешь. Хотя бывает, что хочется просто выехать куда-нибудь на природу, пообщаться с друзьями. Отпуск целиком мне удается редко. Да и запланировать его заранее сложно.

ТК: Вы много общаетесь с журналистами. Что вы думаете о людях нашей профессии?

Евгений Куйвашев: Я уважаю честных, порядочных журналистов, а не продажных, не перевертышей, которые выполняют чьи-то экономические заказы. Стараюсь с такими не встречаться. Но хороших журналистов достаточно много. Их в разы больше, и, слава богу.

***
фото: Евгений Куйвашев и журналисты газеты;Елена Мингалёва;Инна Норбунова;Михаил Калянов;Анна Чудинова;Вероника Ильина;Рафаэль Гольдберг

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта