X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Звуки тара навеяли аромат магнолии

А вы знаете, чем отличается кавказский концерт от любого другого? На любом другом зрители аплодируют после выступления артиста, а на кавказском аплодировали не переставая -аккомпанируя ритмичными хлопками танцорам, певцам, музыкантам…

Но это во время самого концерта, а перед ним.

— Вы кинжалы правильно привязали? А костюмы уже все надели? — руководитель ансамбля «Лезгинка» Заур Мамедов пытается собрать в гримерной всех своих учеников — парней и девушек, чтобы еще раз убедиться, что они готовы к выступлению.

До выхода на сцену ребятам осталось всего ничего — по жребию им выпало открывать в ДНК «Строитель» Дни народов Кавказа и Закавказья.

Но задержать танцоров на одном месте хотя бы на пару минут очень трудно. Юноши в красных и черных черкесках репетируют свой номер прямо в коридоре — в гримерной же не развернуться, как следует, да и девчонки всю ее заняли.

И действительно, здесь все больше раздаются женские голоса. Стоит прислушаться к разговорам, и голова закружится от изобилия красивых имен: Моника, Марика, Милана, Айнур, Нармин, Гюнай.

Галины Безбородова

— Ой, девочки, подайте мне костюм -нас же снимают! — Марика набрасывает на себя длинную шелковую накидку. Говорит, это только часть женского грузинского костюма — а когда переоденется полностью, будет еще красивее.

Сегодня девушка тоже танцует — с ансамблем «Солнечная Грузия», но это будет чуть позже: сначала ей нужно помочь приготовиться к выступлению двоюродной сестре Монике — она поет.

Наверное, в зале соберутся все родственники артисток — все-таки целое семейное выступление.

— Да, мы всегда приходим наших девочек поддержать, — говорит мама Моники Манана. — И на других тоже интересно посмотреть — ведь все же свои!

И ощущение, что «все свои», не отпускает — несмотря на то, что вокруг раздается речь на незнакомых наречиях. Стоит только собеседникам заметить смущенный непонимающий взгляд стоящего рядом, и они переходят на русский язык, принимая его в свою компанию.

— Моаршал да шуга! — Эмилия Ваделова приглашает гостей попробовать блюда национальной ингушской кухни. И переводит:

— Здравствуйте! Добро пожаловать!

Столы с большими подносами, выложенными сладостями и выпечкой, стоят в холле перед входом в концертный зал. С первого раза понять названия всех угощений не так-то просто. Видимо, гостеприимные кавказские хозяйки это учли, поэтому рядом с тарелками положили листочки с заранее написанными рецептами.

Галины Безбородова

— А вот это очень хорошо, — говорит Надежда Васильевна, аккуратно сворачивая листочки и складывая их в сумочку. — Я на фестиваль прихожу уже не первый год. Мне так нравится домашняя кавказская кухня, а попробовать особенно ее негде — вот я всегда и хотела научиться сама. Например, эти лепешки очень вкусные.

«Чапилгаш» — написано в рецепте: лепешки с творожной и картофельной начинкой. Кстати, если поискать, похожие можно увидеть и на других столах. За одним из них стоит кареглазая девушка Турана Асланова.

— Только у нас они называются кутапы и готовятся с зеленью или специальными горными травами, которые привозят наши родственники прямо из Азербайджана, — говорит она.

И добавляет: если даже блюда и похожи чем-то внешне, то по вкусу они в любом случае будут отличаться — у каждой хозяйки обязательно есть свой кулинарный секрет, который она не напишет ни в одном рецепте. Поделится им разве только со своей дочкой.

Галины Безбородова

— Делать эти кутапы меня как раз, и научила мама, — улыбается Турана, наливая мне в красивый хрустальный армуд (стаканчик в виде «восьмерки») ароматный травяной чай.

А вот Ровшана Ахмедова, по его словам, играть на музыкальных инструментах никто не учил — как-то так само собой получилось, что он еще в детстве взял в руки тутек (деревянную дудочку) и начал наигрывать на ней мелодию. Сейчас на сцене музыкант выступает уже 32 года — играет на духовых, ударных, струнных национальных инструментах.

— И не перестаю удивляться их возможностям, — Ровшан берет в руки восьмиструнный тар. — Казалось бы, нот всего семь. А вот из этого инструмента, вы не поверите, можно извлечь двадцать две ноты!

Галины Безбородова

По холлу разносятся тонкие звуки тара — как будто повеяло южным ветерком и запахло магнолией и кипарисом.

Только, кажется, чего-то не хватает. Понять бы чего. И тут, словно услышав мои мысли, ритм тара подхватывают барабан и дудук — инструменты в руки взяли уже армянские музыканты. Вокруг импровизированного оркестра тут же собрались парни и девушки, начали танцевать.

— Проходите в зал! Сейчас уже концерт начнется — там и потанцуете, — машет им руками контролер «Строителя» Надежда Ефимова, открывая двери в зрительный зал.

Галины Безбородова

… Да, еще кавказский концерт отличается от остальных тем, что во время выступления можно выйти в проход между рядами и начать танцевать вместе с артистами.

***
фото: Танцовщица Милана готовится к выходу на сцену;Ровшан Ахмедов играет на таре;Егор Измайлов — солист танцевального ансамбля «Дружба»;Армянский импровизированный оркестр;Дети разных народов;Эмилия Ваделова принимает гостей

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта