X

  • 21 Май
  • 2024 года
  • № 53
  • 5552

И кожами знаменита, и колоколами

Музей «Городская Дума» шагает в ногу со временем. Правда, как и положено музею, в обратную сторону: показывает не модные инновации, а старину.

90 процентов экспонатов новой выставки «Тюмень ремесленная», что открылась вчера, ранее не демонстрировались. Одежда середины XIX века, керамические, чугунные, кожаные изделия много лет хранились в фондах, показать их не позволяли скромные площади залов, да и те заняты постоянными экспозициями. Предполагалось, что ремесленное богатство разместят в новом здании музейного комплекса, но пока он не сдан в эксплуатацию…

В итоге для выставки нашли помещения в цокольном этаже музея — три небольших зала.

С одной стороны, все это очень любопытно: о том, что Тюмень славилась своими колоколами с «малиновым звоном» и кожей, мы знаем, а вот как эти колокола и кожа выглядели — увидеть было практически негде.

С другой, экспонатов, которые производят сильное впечатление, тут всего несколько. Например, это макет тюменского острога, с которого, собственно, и начался город. Примечательно, что деревянный небольшой макет, с церковью, конюшнями, арсеналом, казармами для стрельцов и палатами для воевод, тюменские умельцы смастерили еще в начале XVII века.

Викторий Ющенко

Острог, как и сам город, впоследствии, конечно, менялся: расширялся, неоднократно горел, как и любые деревянные постройки, высота стен становилась все выше. Но история сохранила его для нас именно таким — как на ладони, двускатные крыши домиков и подобие центральной дороги, на которой так не хватает фигуры всадника на лошади и других фигурок, копошащихся у сараев и конюшен.

Тюмень называют воротами Сибири. Через эти ворота в суровый край потекли люди, принесли с собой ремесла. В 1871 году в городе состоялась первая выставка сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий. Если сегодня предприятия для выставок готовят большие стенды, рекламирующие продукцию, то ремесленники XIX века ограничивались так называемыми цеховыми знаками — небольшими красочными табличками, где было просто написано «Меха» или, скажем, «Гончарное дело». Всего на выставке около двух десятков таких знаков, по которым можно определить, что создавалось в Тюмени, а что сюда завозили из других городов и даже стран.

Викторий Ющенко

Знаменитый Филимон Колмогоров считался владельцем самого крупного кожевенного завода в России. Двести мастеров его завода работали не покладая рук, в год, производя 50 тысяч «сырых кож», за которые Колмогоров выручал не менее 40 тысяч рублей — солидный доход. На его заводе появилась первая в Тюмени паровая машина, при помощи которой эти сырые кожи доводились до нужной кондиции, и из них можно было шить одежду и обувь. В основном, обувь: ботинки, чирки — боты на пуговицах, бродни — высокие сапоги, которые в наши дни есть у каждого уважающего себя рыбака, а тогда, в XIX веке, были популярны у большинства тюменцев. Потрогать их, чтобы проверить кожу на мягкость, нельзя — экспонаты за стеклом, в витрине. Но сохранились хорошо.

Другой знаменитый купец — Машаров заметил, что в Тюмени совсем не производятся сельхозорудия и бытовая утварь, что пользовались большим спросом как в нашем городе, так и за его пределами. В 1900 году Машаров открыл чугунолитейный завод, и его продукция прекрасно сохранилась до наших дней. А тогда ни одна выставка или ярмарка не обходилась без его цехового знака.

Высоко ценились и колокола мастеров Гилевых. Своим звоном они в 1905 году на выставке в Брюсселе потрясли европейскую публику, а мастерам за умение и талант пожаловали большую золотую медаль и крест бельгийского короля.

Это «большое производство» все разрастающейся Тюмени. А сколько еще «малого»! Мастерицы ткали ковры, катали и расшивали валенки (нынешние модницы ахнут), шили нарядную одежду. Мужчины занимались гончарным делом. Большие черные подойники, разномастные крынки, в которых замечательно хранятся молочные продукты, печные горшки — все создано их руками.

Викторий Ющенко

… Посмотреть и даже потрогать старинные предметы — это удовольствие. Правда, хочется, чтобы кто-нибудь подробно рассказал о каждой вещи. Но экскурсовод Ирина Зырянова предлагает лишь обзорную прогулку по залам, излагает в основном сухие факты и ни одной «живой» истории вещи. Например, женскую половину посетителей сразу привлекала черная, мрачная печь производства тюменского чугунолитейного завода. А откуда она появилась в музее? Кто на ней раньше жарил-парил? Надо ли было надевать рукавицы, чтобы не обжечься об чугунный угол или дверцу? Неизвестно.

Тем не менее, о чем-то вещи расскажут и сами: стоптанной подошвой сапог, блестящим боком колокола, щербатым от времени горлышком крынки.

***
фото: Макет тюменского острога;Женский наряд, созданный руками городских мастериц;Звонкие колокола Гилевых;Экскурсию ведет Ирина Зырянова

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта