X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

«Стандарт» по стандарту

Как можно в доступной форме объяснить преимущества того или иного нововведения? Только испытав все на собственном опыте.

Новые стандарты начального общего образования испытали вчера на себе совсем не школьники, а представители городских и региональных СМИ. Конечно, вернуться в детство бывает иногда очень полезно, особенно, если есть надежда объяснить себе нечто необъяснимое. Например, очередную реформу образования под названием «новые федеральные стандарты».

Когда родители настоящих или будущих первоклашек слышат это словосочетание, то положительных эмоций обычно не испытывают. Трудно радоваться тому, чего не понимаешь, что объясняют, путано и противоречиво. Или не объясняют совсем, но ты должен принимать это как данность.

Мышам в вивариях, например, тоже не объясняют, зачем им вводят вакцину, просто вводят и все. Хотя большая (или не очень) общественная польза от этих манипуляций есть, безусловно. Опыты и эксперименты проводить необходимо в любом деле, чтобы двигать его вперед.

Ради апробации новых педагогических идей согласились побыть в роли испытуемых и журналисты. В гимназии N 1 им продемонстрировали пример внеурочной части новых стандартов. Урок под названием «Азбука общения» провела педагог-психолог образовательного учреждения Светлана Колчанова.

Действительно, познавать новое надо с азов. И тем, кто впервые приходит в школу в роли ученика, и тем, кто в один прекрасный день становится родителем учащегося. Эмоции, которые вы ожидаете получить от процесса образования, могут вовсе не соответствовать действительности. Вы, ваш сын или дочь стремитесь к радости, а получаете гнев, обиду, страх и удивление. В общем-то, в классификации психологов, все это — базовые эмоции, все другие оттенки настроения из них лишь вытекают. Другое дело, что из отрицательного, скорей всего, отрицательное и вытечет. И отобьет у вас желание учиться, познавать на самом начальном этапе обучения. Может быть, потом вы и сможете контролировать свои чувства, не показывать их, маскировать — но станет ли это стимулом для познавательного процесса?

О тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности говорят и новые стандарты. Специалисты называют это «структурными изменениями в образовательных программах». То есть сухость предметного преподавания последних лет, направленного только на получение нормативных баллов по ЕГЭ, предлагается смягчить интересной и познавательной внеурочной деятельностью.

Правда, непонятно: в чем тут нововведение? Только если считать новое хорошо забытым старым. После того, как объявили, что бесплатные кружки в школе — это лишнее, а полезнее — «добровольные» платные дополнительные услуги, возврат на круги своя — это, конечно, новшество.

Галя Безбородова

В новые одежды облекается и «выстраивание системы развития ребенка вместе с выстраиванием его деятельности». То есть раньше выстраивать ничего не надо было? Можно было бросить ребенка один на один со всеми его школьными проблемами, и психологическими, и образовательными, а родителям первоклассника выдать стандартную фразу: «Нанимайте репетитора». И закрыть на все глаза. Стандарты позволяли?

Слов нет, умение строить отношения, ладить с людьми — одно из ключевых в профессиональной деятельности, в личной, семейной жизни. И находить общий язык с разными людьми должны учить не только дома, но и в школе. Браво новым стандартам, если они, наконец-то, подвигнут учителей слышать не только себя, но и учеников!

Только отчасти берет сомнение. Откуда возьмутся эти люди новой формации — чуткие к ребенку, заботящиеся о его развитии? Откуда придут те школьные психологи, которые будут следовать не только корпоративным интересам? Смогут ли перестроиться педагоги, которых уже приучили ориентироваться не на процесс, а на результаты ЕГЭ? Кто будет наполнять содержанием привычную всем школьную форму?

Урок по «Азбуке общения», показанный в гимназии N 1, в глубине грядущих преобразований меня не убедил. Демонстрация была, а процесса, наполненного смыслом и сутью, — нет. Поверхностные навыки к значительным сдвигам никогда не приведут, не подвигнут человека, большого ли, маленького ли, стремиться к тому, чтобы самому получать знания. Желания приходят, когда видишь глубину и бездну непознанного, когда она завораживает, а не отпугивает. Когда тебя воспринимают не как двоечника или отличника, а как коллегу и соратника.

Сможет ли школа в новом стандарте и новом формате открыть все это для ребенка? Что она предпочтет — стандартный штиль ЕГЭ или бурю новых впечатлений?

***
фото: Светлана Колчанова ведет для журналистов урок по «Азбуке общения»;Игра в «зеркало».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта