X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Дом, который ждет пароходов

Бывшее административное здание «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли» И.И. Игнатова. Дата постройки — примерно 1870 год.

Двухэтажный дом у реки прячется за листвой лип и дубов. Здесь очень тихо, спокойно… Только строительный шум нарушает гармонию. Рабочие выкопали возле дома глубокую яму — идет ремонт теплосетей.

Реконструкция здания началась еще в 1995 году и продолжается по сей день. Новый «хозяин пароходства» — Виктор Савченко, подводник, директор компании «Тюменьподводречстрой» — столкнулся с множеством проблем. Первый этаж цоколя затоплен, пол прогнил, кирпич полопался и раскрошился. Несколько лет ушло на то, чтобы привести в порядок фасад. Большую часть кирпича пришлось поменять, особенно у основания дома. Грунтовые и сточные воды размыли кирпич.

— Этот угол мы решили сохранить. Строители вручную красили кирпич, чтобы придать стене хороший вид, — рассказывает Виктор.

Он гладит ладонью неровную стену… Это — кусочек здания 1870-го года. По крупицам Савченко собрал информацию о прошлом хозяине, купце первой гильдии, инженере и меценате Иване Ивановиче Игнатове, основателе «Товарищества Западно-Сибирского пароходства и торговли», которое здесь и располагалось. «Товарищество», созданное в 1899 году, в течение десяти лет поглотило ряд более мелких пароходных фирм и существенно расширило сферу деятельности. Оно имело 59 пароходов, которые перевозили пассажиров и «всякого рода груз» по Обь-Иртышскому бассейну.

В одной из книг Виктор Савченко нашел расписание пароходов, отсканировал, увеличил и поместил в музей.

После того, как «Товарищество» прекратило работу, сотрудники и диспетчера пароходства остались здесь жить. Восемь семей расселились на втором этаже. В 1995 году, когда Виктор Савченко купил здание, люди (дети и внуки работников пароходства) переехали в другие квартиры. Так история «Товпара» подошла к своему логическому концу… Свидетелей прошлого этого дома здесь больше нет.

Кто знает, может быть, это и к лучшему. Если бы дом не выкупили, он бы совсем разрушился и опустел. Теперь его реанимирует компания «Тюменьподводречстрой». Уже 16 лет она вкладывает деньги в реконструкцию здания.

— Для меня это постепенно становится образом жизни. Иногда я остаюсь здесь в ущерб своему свободному времени. Этот дом — второе увлечение жизни, после подводного плавания, — рассказывает Виктор.

Я смотрю на этот дом из красного кирпича и дерева. Он похож на старого человека, которому купили новый красивый костюм и сделали несколько операций. Но когда мы посмотрели на него с другой стороны.

Вот оно, истинное лицо дома. Фасад, который выходит к реке, еще не тронут строителями. В некоторых местах облупилась штукатурка, оголила прогнившее дерево. Кровля проржавела, кирпич раскрошился. Строители успели заменить дерево только на маленьком балкончике. Раньше там сидели диспетчеры, наблюдали за пароходами, которые подходили к пристани. Кстати, часть этой пристани сохранилась. Точнее, ее каркас, поросший мхом.

Мы идем по рельсам, что лежат в нескольких метрах от дома. Раньше сюда приходили вагоны с грузом. Говорят, что Игнатов проложил дорогу ближе к дому для удобства. Эта маленькая магистраль до сих пор используется по назначению. Рельсы меняли уже несколько раз. Но некоторые шпалы сохранились еще с давних времен: темные, растрескавшиеся…

Вместе с нами бежит пес Мух-тар. Он провел с нами весь день, наверное, вообразил себя экскурсоводом. Привел нас обратно к дому и полез носом в яму, из которой торчат трубы.

— Это дренажные системы, которые огибают весь дом. Здание находится ниже улицы, по весне зальет водой… А еще здесь мощные грунтовые воды, которые тоже надо спускать в реку. Старые деревянные системы хорошо сохранились, но мы все равно постепенно их заменим, — рассказывает Савченко.

Вода — главный враг этого здания. А река совсем рядом. За 16 лет строители пять раз устанавливали задвижки, чтобы сберечь дом пароходства.

… Внутри дом Игнатова мало чем отличается от современного. О вековой истории напоминают старая деревянная лестница, скрипучий пол и чугунные колонны на первом этаже. И запах сырости, который так и не выветрился.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта