X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Ископаемый барашек

Тюменские археологи обнаружили остатки древнего капища

На окраине Ялуторовска, близ поймы реки Исеть, люди жили с древнейших времен.

Полностью заселить мыс площадью в четыре гектара небольшие племена не могли, и современные археологические карты местности похожи на лоскутное одеяло.

В эпоху медно-каменного века люди облюбовали северный участок: охотники и рыбаки, они строили дома ближе к озеру, где можно ставить сети, и к протоке, на которой легко сделать запоры для ловли рыбы.

В эпоху бронзы на смену натуральному хозяйству пришло скотоводство, и иные племена заняли южную часть мыса, с выходом на пойму Исети, где довольно травы для коров и овец. В X-XII веках очередным пришлым чем-то приглянулась открытая часть местности… Люди разных эпох селились на этом месте, возводили дома, а затем покидали их, освобождая землю для следующих хозяев.

На этом сравнительно небольшом отрезке земли археологи нашли уже более 30 жилищ различных эпох, вскрыв для этого почти три тысячи квадратных метров земли. Самое древнее жилье люди построили примерно за пять тыс. лет до н.э., в новокаменный век, а самое позднее — русский переселенческий поселок — в XVIII-XIX веках.

Занимается раскопками Тоболо-Ишимская экспедиция, в составе которой не только ученые, но и студенты, (в основном из ТГУ), и даже школьники из Тюмени и области. Начало ее работе в 2000 году положил Александр Ткачев, ныне занимающий пост заместителя директора по научной работе Института проблем освоения Севера.

— В XIX веке здесь, ближе к заболоченному озеру, стояла деревня. И жил в ней, по преданию, юродивый по имени Оська. Жил, жил, да и утонул. Тогда деревенские назвали местность в его честь — Оськино Болото, — рассказывает Александр Ткачев. — Мы воспользовались легендой и оставили старинное название территории, на которой ведем раскопки.

А вот о сказаниях племени, жившего на этом месте задолго до рождения Оськи, археологи не знают ничего. В XII-X веках до н.э. (поздняя бронзовая эпоха) здесь существовал поселок, который археологи относят к так называемой пахомовской культуре. Те, кто основал это поселение, были потомками индоарьев, через Казахстан и Алтай пришедших в наш край и смешавшихся здесь с местными угорскими племенами.

Уже исследовано восемь жилищ — это северный ряд, через «улицу» от которого есть еще ряд южный. Но там пока найдено лишь два дома. Археологи уже могут предполагать и назначение древних построек. Был в поселении металлургический комплекс (дом, где занимались отливкой бронзовых инструментов и украшений), пять-шесть хозяйственных построек и небольшая (7х8 м) площадка под крышей-навесом, которая могла быть связана с культовыми обрядами.

Ближе к нижнему левому углу располагался очаг — общинное место, где люди собирались по различным надобностям, но прежде всего для общения. Археологи обнаружили здесь множество осколков битой посуды. Жители поселения зачем-то растоптали с десяток горшков прямо там, где привыкли уютно сидеть вечерами. В самом очаге были найдены раковины (откуда они взялись — неизвестно). Возможно, они — ископаемые и пролежали в земле много лет, но есть и другой вариант — их привезли с теплых южных морей и в ходе религиозного обряда бросили в огонь.

Фото из архива экспедиции

С краю от кострища стояла каменная ступка, перевернутая вверх дном — предмет для того времени дорогой, так как хороший камень в наших краях был редок. Муть поодаль археологи обнаружили ямки в земле — тут в беспорядке были вбиты столбы.

— Очень странные столбы, — говорит Александр Александрович. — Они заполнены какой-то черной сажей… Ямки от них остались мелкие и плоские. Среди моих студентов укоренилось мнение, что здесь стояли идолы.

По разные стороны от предполагаемых деревянных божков археологи нашли два горшка — оба перевернуты кверху дном. Один из них оказался пуст (но, возможно, что время не пощадило его содержимого), а вот внутри другого найдена самая нашумевшая находка этого сезона- глиняная фигурка барашка. Больше четырех тысяч лет назад неизвестный мастер слепил маленького, как детская игрушка, овна. Покрасил его сажей, смешанной с жиром, чтоб придать черный цвет, а затем обжег. Только вот не то рука дрогнула, не то толкнул кто под локоть — испортил мастер фигурку, немного стесал барашку мордочку. А переделывать не стал, просто на квадратной морде обозначил нос — две дырочки.

— И еще одна странность: у этого жилища два входа, хотя в остальных — по одному, — говорит Александр Ткачев. — Под порогом «парадного» входа был поминальник: ямка, в ней сосуд, а в сосуде — зуб ископаемой акулы. Эти люди где-то нашли его, притащили домой и положили под порог! А второй, «задний» вход запечатан обрядом не был. Там, под порогом, нашли только осколки керамики и грузила. Такое ощущение, что люди провели все положенные ритуалы, чтоб защитить свои дома, и оставили поселение, но планировали вернуться. Это как консервация нефтяного месторождения: вся техника стоит готовая к использованию, вагончики с кроватями. Вернутся люди — и сразу за работу.

Но почему-то племя так и не вернулось. Деревянные столбы, поддерживающие крышу над общинным местом, сгнили и рухнули, кровля накрыла площадку. В таком виде и нашли археологи покинутое поселение. Как жили люди, обосновавшиеся в нем? Кому поклонялись?

Фото из архива экспедиции

Подробности культа ученые обычно определяют по найденным могилам, но их на территории Оськина Болота практически нет. Найдена всего одна могила с остатками тлена черепа и рук, но никаких предметов быта в ней не оказалось.

— На всю пахомовскую культуру вообще не наберется и десятка найденных могил. Существует даже теория, что эти люди не хоронили мертвых, а подвешивали в лесу, как делали в древности многие северные народы, — с сожалением говорит Александр Александрович. — Так что об их жизни мы можем судить только по черепкам посуды и другим остаткам бытовых принадлежностей. Собственно, керамика — главный показатель археологической культуры. Она своего рода паспорт.

Например, если мы видим, что в рисунке на горшке смешалась символика разных племен, то можем сделать вывод: они контактировали. Посудой в доме и сейчас заведуют женщины, и раньше так было. Только теперь вы выбираете сервиз, который нравится, в магазине, а тогда хозяйки делали его своими руками. Известная поговорка — не боги горшки обжигают — в древности звучала иначе: не богини горшки обжигают, подразумевалось, что не богини, а простые женщины!

О типе хозяйства, который вели жители поселения, археологи пока судить не берутся — все опять упирается в кости, которых нет. Если бы удалось обнаружить большое количество костей животных, то по их соотношению ученые могли сделать вывод: если преобладают лошадиные и овечьи — хозяйство было кочевое, а если коровьи — то оседлое. Эта информация могла бы подсказать, что же заставило племя уйти с места, так пришедшегося им по душе. А пока есть лишь одна теория — они нарушили экологию этого места (выловили рыбу, выбили зверя) и ушли в другое — переждать, пока природа восстановит сама себя. Это предположение объясняет «консервацию» поселка — поживут лет пять на другом месте и вернутся обратно.

По словам Александра Ткачева, фигурка барашка как раз могла иметь обрядовое значение: помочь земле быстрее «выздороветь» и снова стать богатой.

На сегодняшний день ученые нашего края не раскопали полностью ни одного пахомовского жилища. Возможно, что следующие поездки Тоболо-Ишимской экспедиции в Ялуторовский район смогут пролить свет на бытность этой древней культуры. Вот только судьбу неизвестного мастера узнать уже никогда не удастся.

***
фото: Тимур Тимербулатов занят расчисткой горшка;фигурка, пролежавшая в земле более четырех тысяч лет, выглядит как новая;на раскопках за лопаты берутся и парни, и девчата

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта