X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Дощечки даже не нашлось

Дом Александра Карякина. Дата постройки — конец XIX века.

Окна первого этажа еще сохранили часть деревянных наличников удивительной красоты, но оказались наглухо заколоченными.

Через оконные стекла второго этажа видны полупустые комнаты: вот уголок шкафа, а это какой-то ящик. Старинные они или нет — определить с такого расстояния невозможно, а входная дверь в дом купца первой гильдии Александра Петровича Карякина заперта. Впрочем, нам подумалось, что вряд ли в доме осталась мебель позапрошлого века. Если и была, то либо оказалась в музее, либо исчезла бесследно. Хочется надеяться, что все-таки сохранилась.

Сам дом сохранился, он надежно спрятан в тени громадного тополя и окружении высотных зданий центральной части города. Так, что заметить его с первого взгляда непросто. Однако в справочниках пишут, что прежде двухэтажный купеческий дом на улице Кузнецова был очень заметным: отличался богатым узорчатым убранством. Построенный в традициях местного купеческого жилья он мог впечатлить фасадным декором, наличниками объемной, если можно так сказать, «пышной» резьбы.

Словом, все было сделано, чтобы Александру Карякину и его семье было здесь удобно и приятно.

Можно предположить, что строительство родового гнезда для Карякина даже стало неким символом вхождения в купеческую гильдию. Ведь происходя из купеческого сословия, Александр Петрович не имел средств на собственное дело, и долгие годы служил приказчиком у тюменского купца Петра Ядрышникова. Как это часто тогда бывало, женился на дочери хозяина Надежде, получил приданое и тогда начал торговать самостоятельно.

Он выбрал для себя удачное направление: текстиль. Собственного текстильного производства Сибирь тогда практически не имела. А вот потребности в тканях и готовой одежде у сибиряка были велики. Все-таки край суровый, одеваться хотелось теплее.

Виктория Ющенко

Карякин сначала принялся перекупать текстиль и продавать его в Тюмени, а затем, после смерти Ядрышникова, стал одним из владельцев торгового товарищества, основанного на суконной фабрике в селе Ядрышниково, ранее принадлежавшей его тестю. Оно называлось «Карякин и Андреев». По одной из версий, фабрика на тот момент уже была продана купцам Андреевым, но тот факт, что в товариществе первым назывался Карякин, позволяет предположить, что именно Александру Петровичу принадлежал больший пай.

В двухэтажном доме Карякина тем временем были уже заняты все комнаты. Его жена Надежда родила шесть дочерей и сына — большая семья! Купец отличался мягким характером и баловал детей, а супруга, напротив, держала отпрысков в строгости. Возможно, мы бы больше знали об этой купеческой семье, если бы ее глава смог воспитать сына и передать ему свое дело. Но Александр Карякин в 1899 году был убит в Перми. С его тела были сняты украшения и пропал бумажник. Семья осталась без кормильца, и вскоре родовое гнездо пришлось продать еще одному известному купцу — Дмитрию Ижболдину, занимавшемуся мануфактурной торговлей.

Виктория Ющенко

Правда, тот в нем почти не жил. У семьи Ижболдиных (они вообще-то из Перми) были магазины и дома в Саратове, Шадринске, Тюмени, Кургане, Екатеринбурге. В самой Перми сохранился дом Ижболдиных — памятник архитектуры и градостроительства местного значения.

… Почему-то на тюменском доме Карякина-Ижболдина не обнаружилось даже дощечки, уведомляющей о том, что под громадным тополем стоит памятник архитектуры. Хотя такими досками снабжены даже самые покосившиеся развалюхи, имеющие архитектурную или краеведческую ценность. Может, доска просто отпала и потерялась?

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта