X

  • 16 Май
  • 2024 года
  • № 51
  • 5550

Секреты асфальтобетонной кухни

Беседуя с директором асфальтобетонного завода «Пышмаавтодор» Юрием Некрасовым, мы то и дело переходим с тем промышленных на… кулинарные.

В этом нет ничего удивительного, говорит Юрий Геннадьевич, потому что завод, на котором готовят асфальт, — та же кухня, только очень большая. И «повара» здесь ходят не в белых халатах, а в рабочих спецовках, на которых крупными хлопьями оседает серая пыль.

Она — неотъемлемый атрибут завода. Если пыль кружит в воздухе, это значит, что предприятие живет. Туда и обратно по его территории деловито ездят погрузчики, ворочающие огромные горы щебня. Под большой бункер-накопитель то и дело подныривают грузовики, принимая в свои кузова горячий пахучий асфальт…

— Кстати, правильнее это будет назвать все-таки асфальтобетонной смесью, — проводит небольшую лекцию для начинающих дорожников Юрий Некрасов. — Когда рабочие уложат эту смесь на дорогу, тогда она станет асфальтобетоном. Ну, а для пользователей дорог — простым асфальтом.

Мы с Викторией Ющенко как рядовые пользователи спрашиваем Некрасова: а с чего начинается новая дорога? Наверное, с уплотнения почвы, а, может, с фрезерования?..

— Нет, — говорит он. — Она начинается с. мотивации. Вот если появятся люди, которым дорога по-настоящему будет нужна, тогда и ее строительство начнется!

Да, производство асфальтобетона неразрывно связано с потребностью в нем. Если провести параллель с кухней, о чем я уже говорила, то асфальт будет лучше сравнить не с консервами, которые месяцами могут храниться на складах — про запас, а с горячими пирожками, которые нужно подавать на стол с пылу с жару.

— Срок годности АБ смеси всего-то два часа, — говорит Юрий Геннадьевич, глядя на часы. — За это время водители должны успеть доставить ее к месту работ, иначе потом качественно уложить покрытие будет просто невозможно.

Поэтому случается так, что асфальтобетонный завод начинает работать не как все обычные заводы — рано утром, а ближе к вечеру, когда (чтобы избежать пробок) начинается строительство дорог.

Виктория Ющенко

Вот и сейчас уже седьмой час вечера, а рабочие и не думают уходить домой. Организации «Пышмаавтодор» выпало открывать нынешний сезон капитального ремонта дорог. И сейчас дорожники взялись за улицу Монтажников.

— Прошлой ночью мы ее фрезеровали, а сейчас будем укладывать покрытие, — рассказывает Некрасов.

— А от чего зависит качество этого покрытия? — спрашиваю я.

— Городские водители чаще жалуются на наши дороги, чем хвалят их.

— Производитель, который дорожит своим именем и репутацией, никогда не допустит, чтобы на его продукцию жаловались. Прежде всего, нужно соблюдать все ГОСТы изготовления асфальтобетона, но и это еще не все, -отвечает Юрий Геннадьевич. -Необходимо учитывать, в каких целях будет использоваться дорога. Может, это будет скоростная трасса, может, обычная городская дорога — с большой или, наоборот, маленькой пропускной способностью. А может, и вовсе сельская проселочная, по которой машины ездят не так часто. В общем, для каждой конкретной дороги есть свой рецепт.

Некрасов знакомит нас с Александром Пахомовым — главным технологом завода, по-простому — с его шеф-поваром. Он-то и вычисляет, какого вида, типа и марки необходим асфальтобетон для каждого конкретного случая. Составляет рецепт, и рабочие ориентируются на пропорции, указанные в нем.

Забыла сказать, АБЗ — это не простой завод, состоящий из цехов и находящийся в промышленном ангаре. А большая сложная установка прямо под открытым небом. В «Пышмеавтодоре» таких установок две. Вместе они производят около трехсот тонн асфальтобетонной смеси в час.

За их работой следит оператор АБЗ — Валер Хамитов. Молодой специалист сидит в небольшом вагончике на высоких опорах — так, что окна выходят прямо на установку. Однако Валер смотрит все больше не в окно, а на монитор компьютера, где перед ним АБЗ, так сказать, в разрезе. Оператор может контролировать, насколько заполнен бункер-накопитель, поддерживается ли в нем нужная температура, в каких пропорциях смешиваются ингредиенты будущего асфальта.

Виктория Ющенко

Для начала погрузчик перегружает эти составляющие в бункера-питатели. Он выгребает из больших гор щебня нужную порцию и везет ее к установке. Кстати, гор на территории завода очень много — на первый взгляд, они совершенно однородные, однако профессиональный дорожник запросто отличит одну фракцию щебня от другой.

— Щебень различается по размеру, — говорит Некрасов. — Некоторые его фракции нам выгодно покупать, а некоторые мы производим сами — на дробилке.

Этот громоздкий, высокий аппарат запросто измельчает крупные камни практически в песок. Вот откуда эта бесконечная пыль.

… Из бункеров-питателей щебень и песок поступают в сушильный барабан, там они нагреваются и по горячему элеватору отправляются на грохот. Оттуда — на рассев, потом в дозирующие бункера и на весы. Конечный этап приготовления смеси — это смеситель, куда засыпается минеральный порошок и впрыскивается битум. Все. Блюдо, пардон, асфальт готов к употреблению. Его можно использовать по назначению.

Однако на этом миссия АБЗ не заканчивается — его сотрудники пристально следят за дальнейшей судьбой своей продукции, даже когда она уже застынет и станет частью дороги.

Мы заходим в лабораторию завода, где на столах лежат керны — кусочки, вырезанные из дороги.

— Обычно мы вырезаем их из середины и по бокам, — рассказывает начальник лаборатории Сергей Десятов. — Проверяем, как покрытие изменяется со временем под воздействием окружающей среды.

Есть здесь и образцы совсем свежего асфальта — одну пробу берут на каждые 600 тонн производимой смеси. А еще здесь есть керосин, что очень обрадовало Викторию Ющенко, — по дороге в лабораторию она угодила каблуком в лужицу битума, а оттереть его можно исключительно при помощи керосина.

— Издержки производства, -улыбается Сергей Десятов, смачивая тряпочку резко пахнущей жидкостью.

Виктория Ющенко

… Водители тем временем, торопясь уложиться в отведенное время, быстро накидывают на кузова с асфальтом брезентовые полога. Как опытные, ловкие официанты повезли заказ в зал ресторана. То есть, в город. Как только с улицы Монтажников исчезнут временные дорожные знаки, горожане — водители и пешеходы — смогут по-настоящему распробовать качество новой дороги. Приятного (очень хочется на это надеяться) аппетита!

***
фото: Барханы щебня на асфальтобетонном заводе;Валер Хамитов;Работает дробилка;Слесарь Александр Соловьев и машинист погрузчика Николай Мальцев

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта