X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Большие корабли малого плавания

Такого большого праздника на заводе «Тюменьсудокомплект» не было давно. В четверг заказчику из рук в руки передают сразу шесть готовых плавединиц.

Загодя привязать шарики на новые корабли не позволил дождь. Он лил почти весь день. Зато вся остальная подготовительная работа на свежевыкрашенных судах кипела вовсю. Рабочие бригады, казалось, не обращали никакого внимания на то, что погода им не благоприятствует. Действительно, что такое для речников небесные хляби? У них своей воды под ногами предостаточно, им ли бояться дополнительной мокрети? Даже никаких дождевиков, водонепроницаемых плащей или комбинезонов рабочие не надевали. «Зачем?» — спрашивают. В привычной спецовке удобней. Главное, сделать все в срок, а потом и обсохнуть можно.

Над последними штрихами в новой речной картине совместно трудились и сотрудники тюменского предприятия, и представители казахстанской стороны. Ведь именно в адрес предприятия водных путей министерства водного транспорта Казахстана отправятся все эти шесть судов. Как сообщил Андрей Водинский, заместитель генерального директора предприятия по снабжению и сбыту, два теплохода-обстановочника и две баржи — сухогрузная и нефтеналивная отправятся в Усть-Каменогорск. Грузоподъемность и у той, и у другой баржи одинаковая — 200 тонн, но назначение и возможности разные. Если первая предназначена только для транспортировки различных грузов, то вторая может выполнять сразу несколько функций — быть и бункеровочной базой, и «дозаправщиком», и «плавучей АЗС», и грузы перевозить, и обслуживать судовой ход (есть даже кран-манипулятор, чтобы буи вытаскивать). Такая многофункциональность очень важна для казахстанских заказчиков, поскольку протяженность речного пути у них очень большая. В долгой дороге, как известно, может потребоваться все, что угодно, поэтому особенно ценятся «универсалы».

Вторым крупным заказчиком завода «Тюменьсудокомплект» является Павлодарское предприятие водных путей. В этом году в Павлодар отправится обстановочный теплоход «Малайсарытархан» и «Карчекран-2». В прошлом — им же отправляли плавучий землесос и дебаркадер.

Галина Безбородова

Если заказчики из Усть-Каменогорска еще находятся в дороге, то павлодарские уже прибыли. Так, принимать новое судно из рук тюменских судостроителей приехал капитан нового карчекрана Владимир Филипоненко. В его послужном списке этот «чистильщик судового хода» уже второй. Первый по старости (его спустили на воду в 1971 году) уже совсем списан на берег, но и в «молодости» тот карчекран был раза в два слабее нынешнего. На свое свежевыкрашенное судно Владимир Ильич смотрит с гордостью. Ведь с такой мощной техникой ему еще не приходилось управляться. «Карчекран-2» способен поднять лебедкой и убрать с судоходного русла карчи — затопленные коряги и упавшие деревья в три обхвата толщиной. Не страшны ему и непогода, и речные шторма, которые на открытой воде могут достигать трех баллов. Правда, на Бухтарминском водохранилище, где, возможно, будет работать новая техника, таких волнений не бывает. Но осознавать, что у судна есть дополнительный запас прочности и устойчивости, — приятно.

Галина Безбородова

Все шесть судов сейчас стоят в затоне предприятия «Тюменьсудокомплект» в полной готовности. Только буксир время от времени их переставляет с места на место, чтобы бригадам было удобней работать. Но уже в четверг суда окончательно сформируют в караван, закрепят попарно и поведут в Омскую область, в поселок Червак, где перейдут таможенную границу. К 1 июля они уже должны быть на месте — в портах приписки.

Вести, точнее, тащить караван судов за собой выпало буксиру «КСКБ-501», мощность которого 300 лошадиных сил. Капитан буксира Сергей Нагаев машину не водит, так что сравнить буксировку плавучих средств с колесными не может, но говорит, что ничего особенного в этой процедуре нет. Если есть знания и опыт. В капитанах Сергей ходит с 1986 года, на буксировочниках работает больше десяти лет. К реке с детства привычный, отец его тоже был капитаном, только «путейцем» (командовал судами, выставляющими знаки навигации), и с малолетства брал Сергея с собой.

Путь от Тюмени до Червака, по оценке Сергея Нагаева, займет около двух недель. Можно, конечно, было бы пройти и быстрее, но судоходство по Туре в ночное время запрещено, надо делать поправки и на погодные условия. Одному судну небольшой шторм не страшен, а вот каравану иногда волнение лучше переждать.

Галина Безбородова

Но самому буксировщику и его экипажу — капитану, молодому штурману Павлу Колчанову и мотористу Николаю Николаеву непогода не страшна.

— Моряки, — говорит Нагаев, — на ветрах просолились, а мы просто закалились. Мне речной ветер только на пользу, а молодым, чтобы стать капитанами, надо обязательно почувствовать и попутный, и встречный ветер. Флотскими в теории не становятся, только на практике. А молодежь растет хорошая, будет из нее толк…

***
фото: Суда готовятся к отправке;Андрей Водинский;Сварщики Владимир Грачев и Денис Комиссаров;Владимир Филипоненко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта