X

  • 03 Май
  • 2024 года
  • № 47
  • 5546

Театр, без которого невозможно

Вениамин Панов. «Уют провинциальных сцен». «Тюменский издательский дом», 2010 г.

Признаться, не думала, что буду писать о работе тюменских актеров для книжной рубрики. Но вот повезло. А учитывая, что книга «Уют провинциальных сцен» написана заслуженным артистом России, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии Вениамином Пановым, — повезло вдвойне.

Книга чрезвычайно похожа на своего автора: она состоит… нет, даже не так, она соткана из впечатлений и воспоминаний. Она скромная — без громких сравнений и эпитетов, но зато информативная и написанная с большой теплотой. Ведь автор рассказывает о том, что знает досконально и любит всю жизнь — о театре и людях, в нем работающих.

Автобиография (а книга Панова, безусловно, автобиографична), казалось бы, свободный жанр. Пиши, что захочется. Главное, чтобы о себе самом. Но Вениамин Данилович напрямую о себе пишет немногое. Он тут, скорее, очевидец событий, чем главный герой.

На презентации, которая состоялась весной в театре драмы, Панов рассказывал, что замысел своей книги вынашивал не один год. Ему давно хотелось доверить воспоминания бумаге, но в суете актерских будней все не хватало времени… Наконец, в прошлом году рукопись все же была закончена, на средства гранта администрации города удалось издать долгожданную книгу. Тираж невелик, всего-то 500 экземпляров, но его хватило и чтобы подарить друзьям, и чтобы организовать продажу.

… 65 лет Вениамин Панов работает на сцене в разных провинциальных городах России — от Иваново до Советской Гавани. Театры Владикавказа, Иваново, Томска, Краснодара, Грозного… Едва обустроившись на новом месте, снова начинал жизнь с нуля. Из города в город колесил с небольшим чемоданчиком, где самым ценным был репертуарный лист. Лишь в двух местах Вениамин Данилович играл более 20 лет — в Грозном и Тюмени.

«Гнался не за славой, не за длинным рублем, — вспоминал актер. — Это была проверка на прочность, экзамен. Смогу — не смогу…»

Из растерзанного войной Грозного он чудом выбрался в 1993 году, о чем рассказывает в самом начале книги. О том, как знакомые советовали ему уезжать немедленно, как спектакли в театре прекратились, потому что люди боялись вечерами и ночами ходить по городу, как в стеклянных стенах вестибюля и верхнего фойе театра появились дырки от автоматных очередей, как отключили электричество, и актеры передвигались в потемках…

Согласитесь, неожиданное начало книги, которую автор задумал посвятить служению актера театру. Но тем она и интересна: серьезным подходом к теме, подробностями, которых не выдумаешь, сколько ни фантазируй.

Вениамин Данилович приехал в Тюмень из Грозного, когда ему было уже 69 лет. Рассказывал, что тогда думал распрощаться со сценой навсегда: много ролей сыграно, а для прыжка в новую театральную жизнь вроде бы и сил нет. Однако судьба распорядилась иначе. Панов вспоминал, как увидел в Тюмени афиши, извещавшие о начале очередного театрального сезона. Пришел на открытие. При входе показал свое удостоверение. «Вы — актер? — заинтересовалась женщина-администратор…

В тот же вечер Панова представили директору театра Владимиру Коревицкому, а тот пригласил опытного артиста в труппу. Вениамин Данилович с 1993 года сыграл в тюменском театре 20 ролей! Первая — Ролдана в «Дикаре» по пьесе Алехандро Касона — далась ему тяжело. Это был ввод в один из старых спектаклей театра — вроде бы, ничего особо сложного. Но после Чечни Панов чувствовал себя «размагниченным» и справился во многом благодаря поддержке тюменских коллег, партнеров по спектаклю — Анатолия Бузинского, Ирины Халезовой, Владимира Ващенко. К сожалению, о последних годах работы в тюменском театре написано Пановым немного. О более отдаленном прошлом писать ему легче. Но, может, «Уют провинциальных сцен» — не последняя его книга? И будут еще другие, где актер опишет все, что не написал в этой? Он хотя и смеется в ответ на такое предположение, но сознается, что, да, материал есть. На вторую книгу точно хватит.

… У Вениамина Панова был шанс оставить театр. Пойти работать сторожем, стать предпринимателем, например. Не пошел и не стал. Зато написал:

«И что же мы за люди, провинциальные актеры, — платят нам мало, быт почти всегда неустроен, а от театра, от своей странной профессии оторваться — ой, как больно… Будь благословен, Театр, раз уж без тебя невозможно!»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта