X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

Десять зловещих букв: МАУТХАУЗЕН

… Фарит Юмачиков сегодня старше, чем оба брата его матери. Таиб Бакиев и Сафарали Бакиев так и остались 25-летними. Но Фарит смог узнать своих в искаженных рукой писаря именах.

О Таибе Бакиеве из деревни Акияры Тюменского района мы уже рассказывали. Только напомним: освобожденный из плена, он был вновь призван в армию и в составе танковой бригады штурмовал Берлин, погиб в уличных боях.

Его брат Сафарали Бакиев, обозначенный и в ОБД «Мемориал», и в книге австрийского историка Петера Сиксля как «Гали или Галлий Бакеев», воевал, как мы предполагаем, в составе 137-й стрелковой дивизии и попал в плен 3 августа 1941 г. под г. Кричев Могилевской области. А 22 октября того же года он вошел в ворота лагеря Маутхаузен.

Маутхаузен сначала был всего лишь филиалом Дахау, но к 1941 году стал единственным лагерем, возвращение узников из которого «считалось нежелательным». Палачи Маутхаузена старательно берегли тайну бывшей каменоломни Винграбен, которую в 1938 году муниципалитет Вены сдал в аренду органам СС. Во всяком случае, о 1941-м годе, когда туда начали поступать советские военнопленные, не сохранилось ни одного воспоминания. Видимо, просто некому было рассказывать.

Первые советские военнопленные, 2000 человек, прибыли в Маутхаузен 22 октября 1941 года. Вторая группа, из шталага VI-C Батхорн, — 24 октября. Эту группу, как выяснилось после войны, даже не регистрировали, но историки, проанализировав личные номера пленных, полагают, что их было от 2000 до 3000 человек.

Врач лагеря Шидловский записал, что «пленные были в очень плохом состоянии и принесли с собой сыпной тиф».

«… Это были военнопленные, они очень часто были одеты в военную форму. Главным образом, русские и поляки. Их привозили в наш лагерь для того, чтобы подвергнуть мероприятию «К». Их подвергали в политическом отделе лагеря особым издевательствам и передавали сразу тюремной охране. Они попадали в тюрьму и пропадали без вести.» — так об этих годах рассказывал на суде над охранниками Маутхаузена узник лагеря француз Жан-Фредерик Вейт. Мероприятие «К» — это иносказательное обозначение расстрела.

Первые советские пленные были заняты на строительстве лагерного лазарета. Во время строительства четыре тысячи из них были убиты и замучены. С тех пор лазарет называли в Маутхаузене только как «русский лагерь».

Вот что рассказал на суде другой свидетель М ори с Ламп: «… Перекличка в тот вечер длилась дольше, чем обычно, кого-то не хватало. После обысков, произведенных в различных блоках, нашли одного русского советского человека, который, возможно, заснул и забыл о перекличке. Немедленно эсэсовцы с собаками отправились к несчастному. Перед всем лагерем разъяренные собаки бросились на этого пленного и разорвали его на глазах у всех…»

2 марта 1942 года в Маутхаузене впервые применяется газ «циклон Б». Им отравлены 164 советских военнопленных.

Обратим внимание, как даты из истории Маутхаузена совпадают с датами лагерной жизни Сафарали Бакиева (Бакеева). На обороте его лагерной карты — печатная надпись: «Am 22.X.41 SS-Betrieben Gusen-Linz». (Поступил 22 октября 1941 года на предприятие СС «Гузен-Линц»). Предприятием, видимо, считалась та самая гранитная каменоломня. Значит, Сафарали прибыл в лагерь с первой или второй группой советских пленных.

По данным сайта «Саксонские мемориалы», ОБД «Мемориал» и спискам австрийского собирателя истории советских военнопленных Петера Сиксля, «Бакеев Галий умер в лагере Маутхаузен-Гузен5 марта 1942 г. Мы не знаем, связана ли его гибель с началом применения в лагере газа «циклон», но если учесть, что с 26 января 1942 года Сафарали не покидал лагерной больницы-ревира (с 26.01 по 11.02; с 17.02 по 20.02; и с 28.02 по 5.03), то стоит задуматься над этими совпадениями, поскольку в карточке причина смерти пленного Бакиева сообщается очень обтекаемо и традиционно: «сердечная недостаточность».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта