X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Однажды прогуляться по старой тюрьме

Следственный изолятор — не слишком привлекательное место для экскурсий. Но, как оказалось, даже там есть, что показать и на что посмотреть. Правда, пока такие прогулки — редкость.

Посетить СИЗО N 1 нас пригласила Галина Легошина, бывшая сотрудница изолятора, ныне — «хранительница тюремного замка», как она себя называет. Поводом для встречи стал юбилей, да не один. Как уже сообщал «Тюменский курьер», 225 лет исполнилось первой тюменской тюрьме, 155 лет — Богородицкой церкви, и, наконец, свое пятилетие отметил сам музей СИЗО.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАЛ

Пять лет назад, в мае 2006-го, в следственном изоляторе открыли музей, посвященный первой тюменской тюрьме. Хотя слово «музей» здесь произносить как-то не принято — слишком громкое название для такой маленькой комнаты. Поэтому сотрудники учреждения называют это место по-другому — «исторический зал».

Галина Безбородова

— Когда-то, во время ремонта на чердаке старинного здания тюремного замка, осужденные нашли в грунте несколько вещиц. Как оказалось позже, очень ценных. Это были документы царских времен, фрагменты одежды каторжников, — рассказывает Галина Легошина.

Бывший начальник СИЗО, полковник внутренней службы Олег Катин найденные предметы решил «пустить в дело» — они стали основой для создания экспозиции. Для нее на втором этаже административного здания выделили комнату.

На полках, за стеклянными дверцами, действительно уникальные предметы старины: деревянные бирки, колодки от туфель, цепи, старинные документы… Привлекли внимание железные кандалы очень маленького размера. Наверное, у надзирателей была нужда и в таких.

С древностью соседствуют экспонаты современные: наручники, личные вещи осужденных — поделки, сотовые телефоны, приспособления для татуировок, а также книги с вырезанными в центре «камерами хранения». Отдельная витрина посвящена ветеранам следственного изолятора.

За пополнение музейных фондов сейчас отвечает Галина Степановна Легошина.

Галина Безбородова

ТЮМЕНСКИЙ ЗАМОК

Сегодня Тюменский тюремный замок (так в старину называли все каменные тюрьмы) оказался в самом центре города, хотя возводили его в 1786 году на пустыре. Это было первое строение, которое видели проезжавшие по Сибирскому (Московскому) тракту, следуя из европейской части страны в Сибирь.

Со времен Великой Отечественной войны тюремный замок действует как часть СИЗО. Именно в эту, самую старую, часть учреждения мы и отправились из музея.

При входе в каменную тюрьму в нос ударил специфический запах. Правда, я привыкла к нему быстро, и особых неприятностей он не доставил.

Вслед за начальником изолятора, подполковником внутренней службы Сергеем Коноваловым следуем к камерам. В те из них, где сидят подследственные или осужденные, нас, конечно же, не пустили. Осмотреть позволили лишь одну. Здесь никто не живет: камера — своего рода музейный экспонат. Металлическая кровать, небольшой письменный стол, табурет, санузел (раньше на его месте стояла специальная бадья для нечистот) — вот и все убранство.

Галина Безбородова

— Прийти сюда — волнительно и интересно. Помню, как начиналась работа с этой камерой. Когда увидели ее — переживали: найти бы описание. И знаете — нашли! В книге американского журналиста Джорджа Кеннана, который, побывав в Сибири в конце девятнадцатого века, подробно описывал и камеры, и каторжан, — делится воспоминаниями старший научный сотрудник музея истории науки и техники Зауралья нефтегазового университета Татьяна Исламова (в свое время она оказала очень большую помощь в создании исторического зала в СИЗО).

У кровати стоит манекен, одетый в робу каторжанина: рубаха, штаны, длинный халат, на голове — фуражка без козырька (больше всего она напоминает берет).

— Вот здесь, на спине, — указывает на манекен краевед-исследователь, член Союза журналистов России Владимир Калининский, — у каторжанина была нарисована мишень. Это делалось для того, чтобы в случае побега было удобнее стрелять…

Сюда, в камеру, по словам начальника СИЗО, иногда организуют экскурсии для трудных подростков. Эффект от увиденного очевиден — многие из ребят меняются в лице. Возможно, так действует унылый вид изолированного пространства?

Через Тюменский тюремный замок этапом прошли Ф.М. Достоевский (по некоторым данным, он даже сидел в этой самой камере), Н.Г. Чернышевский и другие представители революционной интеллигенции.

Галина Безбородова

БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

В 1856 году при тюрьме построили каменную однопрестольную Богородицкую церковь. Здесь для пересыльных велись службы. В штате церкви состояли священник и псаломщик.

Однако позже, с принятием тюремной реформы, предназначение церкви изменилось. Она стала служить не только для духовного утешения заключенных, но и выполняла государственный заказ по исправлению преступников. В некоторых документах сохранились упоминания о церкви, датированные 1913 годом. А вот дата ее исчезновения достоверно не известна, о чем Галина Легошина говорит с сожалением.

Сейчас Богородицкую церковь замещает небольшая молитвенная комната на втором этаже. Большую помощь в оформлении комнаты сотрудникам следственного изолятора оказал отец Николай из Знаменского кафедрального собора. Он каждую неделю совершает службы для осужденных. Именно они здесь частые гости…

***
фото: Корреспондент ИТАР-ТАСС Владимир Зуйков;В камере тюремного замка;Один из экспонатов музея СИЗО;Так выглядел каторжанин;Писатель и краевед Александр Вычугжанин и Галина Легошина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта