X

  • 27 Апрель
  • 2024 года
  • № 46
  • 5545

На сто лет вперед

12 мая на моторостроительном заводе отмечали 100 лет со дня рождения первого директора предприятия Владимира Хуторянского.

У проходной собрались ветераны, руководство и нынешние работники завода. Генеральный директор объединения «Тюменские моторостроители» Андрей Говердовский поблагодарил всех, кто трудился и трудится на предприятии, за вклад в историю и производство и пообещал, что скоро всех работающих ждут приятные перемены, а само предприятие — хорошие перспективы. Но поскольку будущее невозможно без прошлого, он предложил высадить аллею Памяти на площади имени Владимира Хуторянского.

Прикопанные в ямках молодые яблоньки недолго ждали укоренения. Правда, лопат оказалось намного меньше, чем желающих приобщиться к процессу. Зато инструмент можно было передавать из рук в руки — от ветеранов к молодым работникам. Думаю, эстафета поколений никогда еще не была столь наглядной!

Один из старейших работников Тюменского моторного завода Анатолий Коломиец, которому в этом году исполнилось 72 года, тоже посадил на аллее Памяти свою яблоньку.

Этим молодым саженцам как раз столько же лет, сколько было и заводу, когда он пришел сюда работать. Дату своего поступления на предприятие Анатолий Васильевич хорошо помнит. День был не простой, праздничный -четвертая годовщина полета человека в космос!

Конечно, был он тогда совсем молод — 26 лет, но совсем «зеленым» себя не считал. После окончания Казанского авиационного института уже пять лет отработал мотористом в авиационно-конструкторском бюро «Союз» . И в Тюмень из Казани перевелся после того, как узнал, что здесь в 1963 году начал строиться моторный завод.

Так же как и он, на новое предприятие стали съезжаться специалисты со всего Советского Союза. Приезжали ребята из Уфы, Рыбинска, Ирбита, Омска. В то время в чистом поле в районе деревни Антипино успели возвести только один производственный корпус (где сейчас выпускают сцепления). Этот цех дал первую продукцию в 1964 году. На поток поставили выпуск лопаток компрессора для двигателя самолета Як-28. Сами моторы ремонтировали в Сумгаите, а из Тюмени туда посылали запчасти. Первые чертежи двигателей нашим конструкторским бюро, в которое и устроился Коломиец, были выполнены в 1965-м. С тех пор главной задачей конструкторов стала дотошная проработка всей поступающей технической документации и адаптация деталей и механизмов к нашей технологии. Например, в 1968-м пришлось переделывать систему перепуска воздуха на одном авиадвигателе. По документам она должна была работать на гидросмеси, но зимой при тюменских морозах жидкость замерзала. Наши предложили все переделать под керосин.

Галина Безбородова

И о таких удачных усовершенствованиях за 46 лет работы в конструкторском бюро завода Анатолий Коломиец мог бы рассказать часами. Он до сих пор в строю. Говорит, что в этом году даже «пошел на обгон» самого Владимира Яковлевича Хуторянского.

Очень тяжело, конечно, пришлось заводу в 90-х годах. Все заказы «пообрубали», много людей ушло с предприятия, вспоминает Коломиец. Сейчас, говорит, таких людей по авиационной тематике, какие работали раньше, уже и не соберешь. Борис Исмагилов, Сергей Плюснин, Иосиф Бортко, Лев Коганер. «Какие люди были, какие специалисты!»

Но все-таки больше всего в истории предприятия Анатолия Васильевича восхищает не то, как они преодолели кризис, а то, «как все начиналось». Ведь в 1965 году в стране успешно работало 12 моторных заводов, набравших силу и мощь на военных заказах. На таких гигантах, как например, в Уфе, работало более 60 тысяч человек, в Омске — более 24 тысяч. А были еще Пермь, Казань, Калуга, Куйбышев. Два моторных завода действовали в Москве, еще два — в Ленинграде. И в каждом из этих городов были развиты машиностроение, металлургия, инженерная инфраструктура, выпускали специалистов политехнические или авиационные вузы.

В Тюмени же не было ничего. Даже ТЭЦ еще не была запущена. Зато вышло в свет решение Совнархоза. Оно не обсуждалось, а было, как в войну, руководством к действию. Перед регионом стояла тогда поистине «космическая» задача из ничего создать крупное машиностроительное производство. И Борис Щербина, первый секретарь обкома КПСС, предложил три рычага, чтобы «вытащить Тюменскую область из болота»: создать индустриальный институт, построить моторный завод и ТЭЦ. Он же назначил Владимира Хуторянского первым директором нового предприятия.

По мнению Коломийца, перед Хуторянским поставили такую же трудновыполнимую задачу, как в Великую Отечественную — перед легендарным отрядом Цезаря Куникова на Малой земле. Четыре десятка человек тогда должны бы ли отвлекать противника и удерживать плацдарм, пока готовилось главное наступление. Но вышло так, что именно благодаря этому малому десанту, а не основным силам, наши войска «зацепились» за Малую землю, а позже перешли в наступление.

Чтобы удержать свой «плацдарм», моторный завод возводил жилье для молодых специалистов. Практически половина всего жилищного строительства в городе тогда велась силами моторостроителей. Так, шаг за шагом, росла Тюмень, и создавались ее рабочие кадры.

Но, считает Анатолий Коломиец, заслуга Хуторянского — не только в том, что он создал моторный завод. Предприятие стало настоящей кузницей кадров. Отсюда «пошли на взлет» многие руководители тюменских промышленных предприятий.

***
фото: Деревце высаживают Владимир Нохрин и Вера Тебенькова;Анатолий Коломиец

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта