X

  • 07 Май
  • 2024 года
  • № 48
  • 5547

Просто служба такая…

В начале 1722 года впервые в России была утверждена должность генерал-прокурора, им тогда стал Павел Ягужинский, приближенный Петра I. 12 января исполняется 287 лет российской прокуратуре.

А чем сейчас живет эта служба? На этот вопрос нам ответил Виталий Колосков, следователь по особо важных делам следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Тюменской области.

Виталий Колосков в прокуратуре двадцать лет. За его плечами разбирательства по самым сложным и жутким преступлениям… Тем не менее, он не теряет оптимизма и уверенности в том, что преступность должна быть наказуема.

— Тяжелее или легче работать сейчас?

— Всегда обычно говорят, что раньше работалось лучше, солнце светило ярче, трава была зеленее. Но это была молодость, и мне, субъективно, кажется, что раньше было интереснее. А может быть, позже те, кто работает сегодня, скажут — «в 2008 году было интереснее».

Работа одна — если происходит убийство, его состав предусмотрен уголовным кодексом. И тогда, и сейчас было так.

Преступность всегда одинакова. Число тяжких преступлений, убийств, изнасилований — объективно снижается, но незначительно. Криминальная обстановка зависит от благосостояния народа. Когда экономике плохо — это отражается в отрицательную сторону. Когда людям есть нечего — они выходят на улицу: кто воровать, кто грабить, кто убивать. Если раньше больше пили — совершалось больше бытовых преступлений. В 90-е годы — всплеск организованной преступности, больше заказных убийств. А сейчас такая… среднестатистическая ситуация. Есть и заказные убийства, и бытовые, и изнасилования… Больше появляется за последние годы преступлений при отягчающих обстоятельствах — в отношении несовершеннолетних, убийств двух и более людей. Когда речь идет о детях — а в 2008 году у нас было три таких преступления, каждый раз их воспринимаешь особенно остро. Чувствуешь собственную ответственность за исход этого дела. Вот до сих пор не нашли 8-летнего мальчика. Проверяем самые разные версии, от наиболее благополучных, до самых страшных…

— Можете рассказать запомнившееся из последних дел?

— Недавнее… Это случилось в декабре. Подняли нас ночью в выходные в район ДОКа «Красный Октябрь». Около полуночи возле автобусной остановки выстрелом в голову был тяжело ранен и умер до приезда врачей молодой человек. Благодаря работе милиции и следователей на раскрытие этого преступления ушло менее суток. Убийца оказался из цыганского поселка. Его родственников я еще в 80-х годах привлекал «по изнасилованиям». А ситуация была банальная. В подъезд зашли погреться две компании. Не поделили, какую музыку слушать в телефоне. Слово за слово, до драки не дошло, но один из них обиду затаил. Позвонил знакомому, сказал: «меня обидели», а тот — обрез за пазуху, прибегает со своей компанией и стреляет человеку в голову. Потом под тяжестью улик он сознался. Как оказалось, он уже был судим за убийство из обреза, после чего сменил фамилию. Когда его спросили: «А зачем фамилию менял?», говорит: «Хотел начать жизнь с чистого листа»…

— Да уж, хорош «чистый лист». А в праздники подобного ничего не происходило?

— Слава Богу, эти праздники прошли спокойно. Мы отдыхали. А вот в том году нам так не повезло — уже 2 января ездили в Ялуторовск, где на кладбище обнаружили два сожженных трупа. Раскрыли это преступление тоже быстро, меньше чем за двое суток.

— Есть ли дела, которые особенно запомнились?

— Фактически большая часть моей жизни прошла в прокуратуре. Заниматься приходилось всем. Здесь мы даже расследовали дело в отношении начальника кадровой службы и его заместителя из министерства экономики и развития, по факту получения взятки. В конечном итоге дело передали в Москву, и в прошлом году состоялся суд. По московским меркам взятка скромная — один миллион рублей. Обвиняемый сам очень интересен. Очень нудный тип. Парализовал весь Ленинский суд. Любые действия везде обжаловал. Сколько сидел в СИЗО, все время занимался тем, что писал жалобы. Любил очень выступать в суде, даже в клетке очень любил говорить, какой он хороший. И все свои регалии перечислял: и что он профессор, и церковь наградила его каким-то орденом… В итоге — 10 лет… Интересное дело было.

— А чего не хватает сейчас вашей службе?

— Более развитой криминалистики. С точки зрения технического прогресса отстает наша работа по борьбе с преступностью. Ограничены возможности инспекторов. По делам об изнасилованиях, вопрос о группе спермы может поставить обвинителя в тупик. Эксперты дают заключение, что группа одна, но и другая — «не исключается». По такому заключению сложно вести обвинение. Есть геномная экспертиза, где процент вероятности более 90. Но она дорогая, и часто для нее просто не хватает количества материала. Такие вот объективные трудности, которые уже в нашем XXI веке, казалось бы, не должны появляться. Раньше, когда я начинал, это была очень редкая и дорогая экспертиза. Сейчас она вроде бы проводится, но процент вероятности очень мал. Вот отпечаток пальца — это 100% идентификация, против него не пойдешь.

Мы должны иметь больше возможностей в борьбе с преступниками. А так любой адвокат скажет, что все сомнения — в пользу обвиняемого. А раз в нашем уголовном праве действует презумпция невиновности, если есть сомнения

— значит, подсудимый невиновен. Поэтому чаша, в которую нужно собрать все обвинительные улики, должна быть солидного объема.

С сотрудниками беда — большая текучесть кадров. 12 января обычно всегда проводят торжественное совещание… Через год замечаешь, что половину сидящих в зале уже не знаешь. Это не связано с тем, что люди плохие… Коллектив должен сложиться, в работе следователя это имеет очень большое значение. Раньше было больше преемственности. Приходил один

— за ним смотрело четверо. А сейчас — наоборот. Могут прийти четверо и учиться у одного-двух старых следователей.

— Чего в такой праздник вам хотелось бы пожелать коллегам?

— Удачи в работе, карьерного роста, здоровья… Крепкого тыла в лице «второй половины»… Я знаю очень много «оперов», у которых брак распался из-за того, что жены редко видели мужей дома… А что делать, работа такая.

От редакции. Как нам сообщили в пресс-службе следственного управления, сегодня Виталию Колоскову будет вручена медаль «За безупречную службу».

***
фото: Виталий Колосков

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта