X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Когда замолчит телефон

С 1 октября абоненты «Уралсвязьинформа» начали получать «письма счастья», в которых их извещали, что компания прекращает оказание услуг телефонной связи.

Для многих пенсионеров это было как гром среди ясного неба. Как быть без телефона? Ни врача вызвать, ни родным позвонить… Да и в чем причина, ведь платили они всегда вовремя?

Причину отправитель указал в первом абзаце письма: «В связи с решением государственной комиссии по радиочастотам для внедрения в России цифрового телевизионного вещания прекращается оказание услуг стандарта DAMPS и технологии CDMA».

Но страшная кара постигнет не всех абонентов, а только тех, у кого были установлены беспроводные телефоны, работающие на частотах в 800 МГц. Телефонную связь такого формата в начале 2000-х годов устанавливали в тех домах, где не было технологической возможности прокладывать телефонный кабель. В число «неудачников» попали, в основном, районы частного сектора и такие «аппендициты» улиц, к которым невыгодно тянуть отдельную линию. И, увы, живут в этих домах преимущественно ветераны и пенсионеры.

Когда в 2002 году Валентине Швайбович, проживающей на улице Мельзаводской, предложили установить беспроводной телефон, она очень обрадовалась. В их с дедом домике никогда не было телефонной связи, и вдруг такая возможность. Не остановила даже стоимость аппарата, который настойчиво рекомендовали купить связисты. Поскольку технология, на основе которой работал этот чудо-телефон, пришла в Россию из-за океана, то и аппарат надо было приобрести американский. Покупка радиотелефона обошлась старикам в 8700 рублей. «В него мы вложили все деньги, которые откладывали себе «на смерть», — со слезами на глазах говорит Валентина Григорьевна.

Технология мультидоступа с кодовым разделением каналов, или Code Division Multiple Access (CDMA), в те годы считалась перспективной, ее прочили на роль базовой мобильной связи будущего. Зародившаяся в среде военных технологий, эта связь обладала рядом бесспорных преимуществ как с точки зрения сервиса и стоимости подключения, так и по быстроте развертывания сети.

Но этой технологии в России как-то сразу не повезло. Она пришла поздно, когда телефонный рынок в основном был поделен между сотовыми операторами. Конкурента не приняли с распростертыми объятиями. В результате сети CDMA стали использовать только местные операторы для телефонизации окраин.

Окончательный приговор этому формату телефонной связи подписала в этом году государственная комиссия по радиочастотам. Частоту в 800 МГц решили отдать под развертывание цифрового телевидения. С 1 января нового года данная телефонная технология прекращает свое существование.

Аппарату, который семь лет назад почти за девять тысяч рублей покупала Валентина Швайбович, место теперь только в музее или на полке. А ведь договор, который она заключала с «Уралсвязьинформом», назывался «бессрочным». В нем даже и слова нет о каких-либо форс-мажорных обстоятельствах, которые могут повлиять на расторжение договора! Более того, оговаривается, что «споры по настоящему договору рассматриваются в суде общей юрисдикции».

А поспорить или, как минимум, задуматься есть о чем. Компания, конечно, предложила «пострадавшим» абонентам несколько вариантов перехода с этого формата телефонной связи на фиксированную или мобильную. То есть там, где появились технические возможности, бесплатно поставят стационарный телефон, подключат и даже сохранят существующий городской номер. Сложнее будет с абонентами, в районе проживания которых за эти годы ничего не изменилось. Как не было возможностей телефонизации, так и нет. В качестве альтернативы компания может предложить им только сотовую связь.

Кто-то таким переменам обрадовался бы, для кого-то мобильный телефон давно стал привычнее и полезнее, чем стационарный. Но для пожилых переход на новый формат несет с собой массу трудностей и неудобств. У нас не Япония, и «мобильников», разработанных специально для людей в возрасте, с ослабленным зрением и нарушенной мелкой моторикой, в продаже не найдешь. Муж Валентины Швайбович, например, перенес несколько операций, и попадать в маленькие кнопочки «сотовых» не может, да и запомнить, как правильно пользоваться такой техникой, у него тоже не получается.

А еще стариков беспокоит, как с сотового телефона они будут дозваниваться в поликлиники. Обычные ответы регистратуры «подождите» и «минуточку» им теперь будут влетать в копеечку. И даже льготный тарифный план «Ветеран», который компания предлагает специально для ветеранов Великой Отечественной войны, вряд ли поможет.

Конечно, в этой истории «Уралсвязьинформ» тоже можно назвать в известной степени «пострадавшим». Отказ от технологии CDMA не был их инициативой. Как сказал Роман Егоров, заместитель директора тюменского филиала электросвязи, «нас просто проинформировали и поставили перед фактом». У старого стандарта были свои преимущества: требовалось меньше базовых станций при большей зоне покрытия, были и минусы — он не поддерживал таких дополнительных услуг, как мобильная связь.

Когда стандарт CDMA вводили, никто и подумать не мог, что развитие мобильной связи сделает такой скачок. По словам Егорова, фактически в России перешагнули сразу несколько беспроводных стандартов. Они прожили у нас гораздо меньше, чем в Америке, и быстро вышли из употребления. Сейчас операторы развивают уже связь третьего поколения 3G. Прогресс не стоит на месте. И первые сотовые телефоны отличаются от современных так же, как стиральная машина-автомат от стиральной доски.

Может быть, этот резкий скачок и не позволил операторам телефонной связи найти нестандартный подход к разрешению ситуации? С точки зрения корпоративных интересов все было хорошо просчитано, а вот как свести к минимуму неудобства конкретных людей, продумали не до конца.

А ведь «Уралсвязьинформ» — не первый российский оператор, пытающийся перевести своих абонентов с одного стандарта связи на другой. Например, когда самарский филиал «Вымпелкома» в 2003 году переходил со стандарта DAMPS на GSM, он предложил своим абонентам и особый тарифный план, и дополнительную simкарту с балансом 150 рублей и ее курьерской доставкой, и бесплатные телефонные аппараты, и даже выезд сотрудников на дом для перезаключения договора. В результате практически все пользователи старой сети остались верны своему оператору. Так что забота о людях принесла компании неплохие дивиденды.

Сколько всего тюменских абонентов пострадают в результате ликвидации старого стандарта, Роман Егоров уточнять не стал, ссылаясь на «коммерческую тайну». Но, в общем-то, дело не в конкретных цифрах, а в том, сможет ли наша региональная компания в этой непростой ситуации оказаться на высоте.

На той высоте, где интересы людей, стоящих за безликим определением «клиент», ставятся выше корпоративной выгоды.

***
фото: Валентина Швайбович и ее старый телефон.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта