X

  • 17 Май
  • 2024 года
  • № 52
  • 5551

Ограничения во благо будущего

Если тюменец, которому еще не исполнилось восемнадцати лет, заходит в магазин и просит продать ему пива, продавец должен отказать такому покупателю. Так говорит закон. В этом же убеждены чиновники, педиатры и общественность.

К сожалению, на практике закон работает не всегда. Кто виноват в том, что наши подростки знакомы с состоянием опьянения? Продавец, который продает-таки подростку напиток с содержанием алкоголя? Семья, которая спокойно относится к тому, что «дитя» приучается к спиртному? Или агрессивная реклама? Это пытались выяснить участники пресс-конференции в городской администрации.

Специалисты в сфере торговли, врачи с многолетним стажем, члены общественных организаций, журналисты настаивали на усилении контроля за исполнением закона о запрете продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, в том числе -пива. Звучали пугающие цифры. По словам Анатолия Канова, начальника городского управления по товарному рынку и услугам, Россия занимает одну из верхних строчек рейтинга стран, потребляющих наибольшее количество алкоголя на душу населения. Наше «лидерство» обеспечивается в том числе и тем, что систематически пьют не только взрослые, но и подростки.

Если говорить конкретно о Тюмени, то здесь ежегодно на каждого жителя приходится 11,7 литра спирта — и это только официальные данные. Треть всего потребляемого алкоголя составляет пиво. По данным, приведенным Кановым, в прошлом году среднестатистическая тюменская семья потратила на пиво больше двадцати тысяч рублей…

При этом отнюдь не весь алкоголь качественный, что наносит дополнительный вред здоровью -помимо нарушений памяти, болезней печени и сердечно-сосудистой системы, изменений личности… Ольга Кубышкина, главный специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Тюменской области, рассказывает:

— За минувшие шесть месяцев управлением проверены 182 предприятия, реализующие алкогольную продукцию. Наши сотрудники взяли пробы из 413 партий этой продукции — 118 «забраковали». Чаще всего в регионе реализуют некачественное вино. В бутылках обнаружен осадок, посторонние включения — а один предприниматель торговал даже без лицензии… Роспотребнадзор выдал почти пятьдесят предписаний.

Алкоголь- качественный он или нет — не должен попадать в руки несовершеннолетних. Однако Владимир Пушкарев, главный врач областного наркологического диспансера, уверен: одна из причин массовой подростковой алкоголизации — доступность для подростков пива и крепких напит-

ков. Врач убежден: дети могут купить алкоголь в любое время суток и в любом ларьке — почти в неограниченном количестве. Конечно, есть продавцы, которые интересуются возрастом покупателя — но, к сожалению, не многие проявляют похвальную бдительность. Иначе не гуляли бы по тюменским улицам подростки с банками и бутылками напоказ… Владимир Пушкарев продолжает:

— Число подростков, стоящих на учете в диспансере, в последнее время выросло в 3,2 раза… А ведь алкоголь особенно губителен для подростков: взрослому, чтобы стать алкоголиком, нужно три года — при условии, что он регулярно выпивает… У подростка дурная привычка перерастает в болезнь гораздо быстрее. Каждый год во время работы призывных комиссий врачи нашего диспансера наблюдают следы этого пагубного влияния… Я считаю, что продавать пиво и крепкие напитки несовершеннолетним — преступление. Но в том, что дети напиваются, виноваты и их родители. Существует политика двойных стандартов: папа говорит сыну, что пить пиво — нехорошо, а сам каждую пятницу приходит с работы «навеселе», не говоря уже о выходных…

И если изменить в короткий срок образ жизни многих российских семей очень сложно (хотя попытаться, конечно, стоит), то можно хотя бы сделать пиво недоступным для подростков. О проекте союза российских пивоваров «Есть 18? Подтверди» рассказал Анатолий Шамонин, директор тюменского завода «Очаково»:

— Акция эта всероссийская, и направлена на то, чтобы продавцы были внимательны к своим клиентам и не стремились получать выгоду любой ценой. В данном случае, за счет здоровья подростка. В Тюмень поступила тысяча наклеек с символикой акции: стикеры призывают продавцов требовать документ, удостоверяющий личность, если возникают сомнения по поводу возраста покупателя. Паспорт, водительские права или студенческий билет… Наши представители, общаясь с продавцами в различных торговых точках, напомнят им о социальной ответственности бизнеса — и о законе, запрещающем продажу алкогольной продукции несовершеннолетним…

Этот шаг, ведущий к оздоровлению населения, решили сделать и специалисты городского управления по товарному рынку, и члены молодежной общественной организации «Северный стандарт». Когда все стикеры с символикой акции будут расклеены (предполагается, что они должны размещаться на кассах магазинов), а продавцы в очередной раз предупреждены, в городе пройдет череда «контрольных закупок» с участием подростков. Тогда-то и выяснится, насколько эффективна акция — и насколько продавцы готовы заботиться о здоровье детей.

***
фото: знакомая картинка — дети с недетским напитком.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта