X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Тюмень — любовь моя

Что такое Тюмень? Это город в Сибири…

Древний город. Ему за 400 лет.

Этот город один из известнейших в мире…

И другого такого в стране нашей нет!

Константин Лагунов

Я не верю, что город, оказавшийся на нашем жизненном пути, можно полюбить, как говорят, с первого взгляда Любовь приходит с годами ее углубляют события, случившиеся в нашей биографии и остается с нами навсегда.

Полвека пребывания в родном мне первом русском сибирском городе, наверное, подтвердят, что в моем признании нет фальши. Все главное, значительное, интересное, способствовавшее моему духовному, профессиональному, творческому становлению, связано у меня с городом на Туре.

… Третий послевоенный год -1948-й. Я поступаю в Тюменский государственный педагогический институт на литературный факультет. В активе у меня десять классов и Ханты-Мансийская фельдшерско-акушерская школа. И еще война… Стоял солнечный август. Мы, абитуриенты — Гриша Черем-ных, Михаил Петровец, Вася Ар-жиловский и я — иногородние, жили в избушке-сторожке, притулившейся во дворе учебного корпуса. Став студентами, определились на жилье в общежитие на улице Урицкого. Отсюда началось знакомство с Тюменью, гостеприимно принявшей меня в число своих граждан.

В институте я по-настоящему увлекся литературой. До сих пор с благодарностью чту наших преподавателей — Г.И. Ключинич, Л.Г. Беспалову, З.П. Белозерову. Зинаида Павловна, старейший преподаватель, по-разному, но с любовью преподносила нам жизнь и творчество великих классиков. У нее не было шаблона. Наша наставница всегда высвечивала в творчестве писателей и поэтов то, что несло воспитательную нагрузку, имело связь с эпохой. Спасибо ей за подаренную нам методику!

Конечно, Тюмень того времени справедливо называли «столицей деревень». Слишком заурядной, поистине провинциальной она была…

Как и все города Советского Союза, наша Тюмень после Великой Отечественной войны только-только начинала подниматься, настраиваться на мирную жизнь. Все верили, что жить будем лучше, трудились, чтобы приблизить это время. Маленькая Тюмень начала расти, обновляться, благоустраиваться… А мы были такие молодые!

Открытие месторождений нефти и газа сделало Тюмень столицей нефтяного края. О ней заговорили во всем мире. О роли любимого города в освоении природных богатств Западной Сибири наш земляк Константин Лагунов высказался поэтическим языком:

Что такое Тюмень?

Это сердце живое…

Нефтяного гиганта.

Мир любуется им.

Четко сердце стучит

Без малейшего сбоя,

Гонит черную кровь

По сосудам стальным!

Но вернемся в далекие 50-70-е годы прошлого века.

Вспоминаю, как заканчивал свой век поредевший Дунькин сад. Главным местом развлечений и отдыха молодежи стал Ленинский (теперь на его месте дворец «Пионер»). С каким упорством учились мы здесь танцевать вальс, танго, фокстрот, бостон! Сознаюсь: нам часто не хватало времени «натанцеваться», и мы убегали в сад Шверника или в Загородный, которые принимали нас до полуночи.

Кажется, давно-давно я знаю Тюмень. На моих глазах проходило ее мужание, менялся облик, совершенствовалась архитектура, восстанавливались храмы, порушенные за годы воинствующего атеистического лихолетья.

Так обиженная варварством людей, лишенная крестов Спасская церковь была «перепрофилирована» и достойно выполняла роль областного арсенала культуры. Как не поблагодарить ее, если четыре года изо дня в день сидел я в церковном читальном зале и «поглощал» программные произведения советской, русской классической и зарубежной литературы! В институтской библиотеке книг на всех не хватало, создавались очереди…

К счастью, Спасский храм, жемчужина Тюмени, сегодня восстановлен в прежнем облике. Ему возвращено право быть местом общения верующих с Богом.

Был я и частым посетителем Пушкинской библиотеки. Мой маршрут проходил по деревянному мосту, построенному в 1925 году, — достопримечательности города. К сожалению, в 80-е годы прошлого столетия он трагически обрушился.

Теперь с Заречьем нас связывает мост Влюбленных, прекрасное современное сооружение, главная смотровая площадка города. У нового моста святая обязанность — хранить любовь вступивших в брак. Он закрыт влюбленными, наверное, на тысячу замков, и число их продолжает расти. На некоторых проемах моста замки, разные по виду и величине, образуют мощные гирлянды. Закрытые на ключ символы верности оставлены молодоженами, давшими обет в день свадьбы. На них начертано только два слова: «Навеки вместе!»

Сегодня, проходя по улице Республики, я любуюсь зданием филармонии, где по абонементам смотрю великолепные программы. Я — друг филармонии и радуюсь размаху ее творчества, умению работать с мастерами высокого класса, российскими и зарубежными. Филармония — наша гордость… А я хочу вспомнить 50-е годы, как было тогда. На этом же месте в бывшем клубе приказчиков робко начинало свою деятельность концертно-эстрадное бюро, созданное энтузиастами, силящимися поднять культуру города. Руководил этой работой композитор Проскуряков, оставивший о себе добрую память… Как давно это было, как все изменилось к лучшему!

Льщу себя надеждой, что когда-нибудь увижу здесь памятник народному артисту СССР, почетному гражданину Тюмени Юрию Гуляеву. Площадь у филармонии -лучшее место для желанного монумента.

Особенно напряженным для меня оказался 1978-й. С отличием завершил университет общественных корреспондентов, получил свидетельство, дающее право работать в печати. Сегодня я внештатный корреспондент тюменских газет. Всегда буду с благодарностью помнить маститых журналистов «Тюменской правды» -Дмитрия Гультяева, Генриха Мингалева, Виктора Горбачева, нашего ректора Александра Фатеева.

В том же 1978-м я сдал экзамен за курс экскурсоводов. Тюмень меня заметила и, видя мою неистребимую тягу к знаниям, предоставила мне возможность стажироваться в учебных центрах Москвы и Ленинграда.

… Любить Тюмень — значит, хранить ее седую старину, все, что свидетельствует о ее 423-летней истории. В наших краях не было дворянского класса, и благотворительностью занимались купцы-меценаты, патриоты родного города, деловые, практичные люди. Вспомните, что сделали для Тюмени Текутьев, Подаруев, Колокольников, Шешуков, Жернаков, Чукмалдин, сибирский ученый Словцов!

Есть в нашем городе улица, которой еще в советское время прочили интересное будущее. Это улица Дзержинского (Садовая), где стоит до десятка уцелевших особняков. Многие купцы облюбовали эту улицу, строили здесь свои апартаменты, демонстрируя архитектурные вкусы и уменье создавать красоту. Эту улицу с ее деревянными постройками мы, люди XXI века, должны сохранить, сделать пешеходной. Утраты ее Тюмень не простит и не оправдает. Я люблю эту улицу и жду, когда у власти до нее дойдут руки.

Друзья мои!

Хорошо, легко, приятно любить Тюмень сегодня. Столицу нефтяного края, красавицу с мировым именем. А мы, молодые люди 50-х годов прошлого века, полюбили нашу Тюмень безвестной, когда она, став в 1944-м областным центром и примеряя на себя новую роль хозяйки огромного региона, еще только мечтала быть успешной…

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта