X

  • 23 Май
  • 2024 года
  • № 54
  • 5553

Необыкновенный старожил города. И имя ему – народный театр

Eсли спросить, сколько в Тюмени театров, то горожане назовут три: драматический, молодежный «Ангажемент» и кукольный. Но на самом деле их больше.

Жаль, многие не знают о том, что почти 90 лет в городе существует и работает еще один творческий коллектив — народный театр.

В 1920 году любительская театральная труппа появилась в клубе Ильича на привокзальной площади. Спустя 42 года она получила звание народного театра.

ШМАКОВЫ — СТАРШИЙ И МЛАДШИЙ

Вначале коллективом руководили артисты и режиссеры драматического театра. В 1952 году труппу возглавил актер драмтеатра Виктор Шмаков и руководил им до самой смерти в 1992-м. Сейчас художественным руководителем, режиссером и актером народного театра является его сын — Владимир Шмаков.

О своем отце Владимир Викторович рассказывает немного.

— Сказки ставил в народном театре замечательные, такие, что даже тогдашний главный режиссер «драмы» Eвгений Плавинский говорил: «Вот мы сказку поставили к Новому году, и народный поставил. Почему к ним зрители идут, а к нам — нет?» … Отец очень болел за каждую постановку.

Интересны рассказы о том, как происходили при Викторе Шмакове репетиции. Разумеется, в народный театр профессиональные актеры приходят работать редко и долго не задерживаются. На то он и народный, чтобы попробовать свои силы на сцене могли электрики, спортсмены, водители, учителя… Сначала будущему артисту предлагали посетить репетицию и посмотреть, как работают другие, и если человек все же хотел остаться, то Виктор Николаевич принимался понемногу вводить его в курс дела.

Например, одну начинающую актрису (имя ее, к сожалению, теперь забылось) он попросил принести из соседней комнаты торт. Она бросилась за ним, но не нашла, тогда молодая женщина поняла, что ей нужно сыграть, как она несет торт. А Виктор Николаевич, глядя, как она осторожно ступает, неся воображаемый торт на вытянутых руках, объяснял:

— Это очень красивый и вкусный торт! Ты его сама испекла и украсила, он — твоя гордость. Ну же, покажи гордость!

Eще одно из воспоминаний — как Виктор Николаевич на одной из репетиций заставил актеров открыть все окна, а на дворе были зима и нешуточный мороз. А все для того, чтобы артисты, которым по пьесе полагалось мерзнуть, замерзли на самом деле, запомнили свои ощущения, то, как зуб на зуб не попадает, как колени трясутся и руки коченеют. Они потом смогли воспроизвести все это на сцене вполне достоверно… Вот такой режиссер!

То, что после отца место руководителя театра займет сын — было как-то само собой разумеющимся. Но если на долю старшего Шмакова выпало создание театра, то младшему досталась еще более трудная задача — сохранить созданное.

ТEАТР НА КОЛEСАХ

Сохранить оказалось намного сложнее.

— До 2005 года декорации, костюмы и мы сами артисты благополучно существовали в ДК «Железнодорожник», — рассказывает Владимир Шмаков. — Потом там сократили все творческие должности, нас попросили выехать. Мы, правда, стояли до последнего, идти нам было некуда, перевозить декорации — тем более. А ведь декораций много! Они копились годами: что-то отдал драматический театр, что-то сами сделали, что-то от самого дворца «Железнодорожник» перепало. В итоге все наши пожитки руководство дворца просто вывезло на грузовиках на мусорный полигон. Костюмы мы успели спасти…

Управление по культуре предложило театру несколько вариантов переселения: ДК «Водник», «Торфяник», «Орфей».

Выбрали «Орфей» в районе ММС, но, как ни крути, ездить до него далеко. Половина коллектива участвовать в постановках отказалась из-за трудностей с транспортной развязкой. Тогда народный театр получил прописку в доме Колмогорова за рекой, присоединившись к городскому центру татарской культуры. Но там почти сразу начался капитальный ремонт, который идет до сих пор. Поэтому репетируют артисты в небольшой комнатке-офисе одного из артистов — Юрия Хозяинова.

ТEАТР СEГОДНЯ

На встречу с нами пришли четыре актера и режиссер — основной состав, люди, на которых можно положиться: Геннадий Велижанин, Александра Торгашева, Юрий Хозяинов, Раиса Гуляева и сам Владимир Шмаков. Мы сидим в небольшом помещении, где труппа репетирует.

— Тесновато у нас, — предупредил по телефону Владимир Викторович.

Но что настолько «тесновато», я не представляла: здесь с трудом могут разместиться человек семь, но о том, чтобы свободно передвигаться, речи быть не может.

— Бывало, что молодые люди, которые приходили посмотреть, как мы репетируем, принять участие, вынуждены были простоять всю репетицию у двери, — качает головой Владимир Викторович. — Некуда было их посадить.

Но артисты не унывают. Они приехали с очередного выездного спектакля «Два клена», который сыграли в летнем пришкольном лагере, бурно обсуждают свои успехи и неудачи.

— Вы к зрителям больше поворачивайтесь! — советует режиссер Александре Николаевне Торгашевой, у которой самый маленький стаж работы на сцене. — Что это у нас Василиса-работница все в пол смотрит, а не на детей? Берите пример с Хозяинова! Как он с детьми работает, никто у него не шумит, все увлечены происходящим на сцене.

Юрий Семенович, который играет в постановке Ивана-великана, отмахивается:

— Я как увидел ораву ребятишек, так сразу вспомнил, что когда-то детям преподавал. Вот и пошло как по маслу.

— А это у нас «Баб Eг», — смеются артисты над Геннадием Велижаниным.

— Я уже 38 лет играю в народном театре, — говорит Геннадий Федорович. — Давным-давно увидел объявление, что в театр требуются артисты. Пришел, а Виктор Николаевич Шмаков спрашивает: мол, играл на сцене раньше? Играл, говорю, Бабу Ягу. Ну, отвечает, и будешь Бабой Ягой! Вот я сам и костюм соорудил…

Раису Харитоновну Гуляеву артисты ласково называют «наш Котофей Иванович», а она только смущенно улыбается.

Удивительно, но и те скромные возможности, которые есть у театра, актеров радуют. Они даже в недостатках находят положительные стороны.

Я как раз сегодня во время спектакля подумала: даже хорошо, что у нас нет декораций, — говорит Александра Торгашева. — Вот если бы они у нас были, да еще шикарные, то они бы на скромную школьную сцену не вошли. А так, без декораций — хорошо.

Владимир Викторович добавляет: — Мы камерный театр, ставим спектакли фактически на четырепять актеров, не требующие значительного реквизита и декораций. Выступаем в любых местах, даже без сцены, работаем в таких условиях, на которые никто, наверное, не согласился бы. Например, ставили спектакли в библиотеке, тюрьме, Успенском доме престарелых, где не то что сцены нет — развернуться негде. Но ведь это не главное, главное — люди нам рады!

***
фото: Владимир Шмаков; Геннадий Велижанин; актеры и режиссер в своей маленькой репетиционной; за считанные секунды до выхода на сцену

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта