X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Где шум станков и запах свежей прессы

Не каждый тюменец знает, что скрывается за плакатом с надписью «Тюмень лучший город земли» на улице Первомайской. А между тем, с 1918 года и до сих пор там находится тюменская типография.

Построено это здание было в 1908 году и изначально представляло собой что-то вроде гостиного двора. В 1918 году его отдали под типографию.

Здание, конечно, менялось. Например, был построен второй этаж. Но условия для работы всегда были далеки от идеала. А в типографии должен быть особый микроклимат: температура, влажность воздуха. Необходимо много свободного пространства, оборудование, например, должно отстоять от стены на определенном расстоянии. К сожалению, пока полиграфисты работают в неподходящих условиях. Но к осени типография собирается переезжать в новое, отвечающее современным требованиям здание на улице Шишкова, построенное специально под печатное производство. Хочется надеяться, что прежнее сооружение, ныне скрытое от глаз тюменцев, ждет реконструкция, ведь оно представляет большую историческую ценность и может стать украшением городской улицы.

А пока в старом здании кипит работа. Каждую ночь здесь печатаются тысячные тиражи тюменских и региональных изданий, чтобы утром рассказать читателям свежие новости. Смена печатников начинается в пять часов вечера и когда закончится, не знают заранее даже сами работники: «Работаем, пока все не напечатаем. Иногда заканчиваем в час ночи, а иногда и в шесть утра», -рассказывает мастер смены Галина Малыгина. Утром газетно-журнальная экспедиция развозит свежие номера, отправляет почтой в другие города. Кажется удивительным и крайне тяжелым работать по такому распорядку, даже в режиме «через ночь». Но Галина Владимировна смеется и говорит, что человек ко всему привыкает. И она представить свою работу по-другому уже не может. И не удивительно, ведь она работает в типографии почти сорок лет, с 70-х годов.

— Мы привыкли каждый день в свежих газетах читать новости. Первыми. Печатаешь газеты и тут же читаешь их, и знаешь все, что творится в городе. Привыкли к запаху свежих газет. И вообще это же интересно: взял чистую бумагу, прогнал через пластину, и появилась картинка, — говорит Галина Владимировна, показывая номер только что из ротации. Хотя, признается она, дело это нелегкое. Сейчас большая часть производства автоматизирована.

Когда Галина Владимировна пришла в типографию — начала работать наборщиком. Тогда тексты вручную складывали по букве. А сейчас технология в печати меняется все быстрее, но что сделает техника без человека? «Человек важнее, — считает Малыгина.

— Без человеческого труда в типографии не обойтись. А труд здесь нелегок: испачканные краской руки и одежда — мелочи по сравнению с болью в руках у сортировщиц газет». И хоть ручная работа еще не изжила себя, на оборудование печатники не жалуются: «Техника у нас не старая, примерно с 1993 года, к тому же скоро приходят новые машины». По словам заместителя генерального директора типографии Александра Котова, современные машины установят уже в новое здание. Около 70% оборудования обновится. Хотя прежнюю технику, еще представляющую ценность, тоже вывезут в новую типографию. Но.

— Самое главное — это кадры! -утверждает Александр Павлович, — нам нужны молодые люди, которые разбираются в компьютерах, технике.

Сейчас идет набор желающих обучиться работе со сложной техникой. Недавно возили группу мастеров в Челябинский дом печати. Вообще обучение типографскому ремеслу ведется с помощью наставничества: молодого полиграфиста приставляют к более опытному мастеру. У станка новичок осваивает азы печати.

По словам Александра Котова, кризис, конечно, сказался на работе типографии — упала загрузка. Заказов и от газет, и от других клиентов стало меньше. Несколько редакций закрылись, и типография потеряла ощутимый доход.

Но по-прежнему каждую ночь гудят станки. Мастера под утро смывают с рук краску. Шуршат свежие номера. А газета — только из станка -кажется ярче, теплее. И еще сильнее ощущается так любимый печатниками запах свежей краски. И кажется удивительным, что прежде чем попасть в киоски города и сообщить людям свежие новости, каждая газета соприкасалась не только с холодным металлом, но и с теплыми человеческими руками.

***
фото: на сортировке газет Ираида Паршукова; монтаж «Тюменского курьера» ведет Татьяна Кожурова; Галина Малыгина — почти 40 лет у печатного станка

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта