X

  • 08 Май
  • 2024 года
  • № 49
  • 5548

Экскурсию ведет хранитель музея

Ключ от музея истории Тюменского судостроительного завода Николай Курятников, председатель Совета ветеранов предприятия, уже много лет бережно хранит у себя.

Но каждого, кто захочет познакомиться с прошлым завода, он обязательно проведет по залу музея, расскажет об экспонатах — волнуясь, потому что слишком многое связано у него с заводом. И нет лучше экскурсовода, чем тот, кто много лет сам простоял за станком. Уже давно пенсионер, Николай Григорьевич ежедневно появляется на проходной, улыбаясь, словно вернулся домой…

В прошлом году судостроительный отметил 80-летие. На музейном столе — макет внушительных размеров, показывающий, каким был когда-то завод. Деревянные домики заготовительного и других цехов, кузница, дизельная, гараж, даже маленькое озеро — всего этого уже нет.

Помнят прежние работники хорошие времена, когда судостроение было в семерке ведущих отраслей страны. На когда-то прославленном заводе трудился трехтысячный коллектив. В цехах в 80-е годы прошлого века собирали плавучие электростанции «Северное сияние», за которые тюменские судостроители получили Государственную премию СССР.

По словам Курятникова, преимущество плавучей электростанции заключается в том, что, по мере необходимости, ее можно перемещать по воде к нужному населенному пункту.

В мае 1973-го здесь построили плавучую электростанцию ПЛЭС-03. 8 июня она вышла в плавание по маршруту Тюмень — Тобольск — Салехард, и далее по Северному морскому пути до Тикси. Электростанция работала в поселке Сангары более тридцати лет. Она имела на своем борту две мощные турбины — и в то время считаласьоснащенной по последнему слову техники.

Фотографии плавучей электростанции висят на стенах музея, а в центре зала — макеты судов, которые когда-то выпускало предприятие. Модели наливного теплохода, который транспортировал нефть, пассажирского теплохода и торпедных катеров когда-то изготовил местный мастер Георгий Кухальский. Но сейчас уж некому делать новые модели — и старые для сохранности пришлось поместить под стекло. Кстати, макеты судов украшают и приемную директора…

В центре музейного зала стоит макет торпедного катера; похожие завод выпускал в военные годы. Торпедный катер, рассказывает Николай Григорьевич, относится к классу быстроходных, маломерных боевых кораблей.

Смотришь на макет — и представляешь, как в военное время катера использовали в групповых атаках, ночью или при ограниченной видимости, вблизи берегов или в стесненных водах проливов. Катер мог ошеломить врага залпами торпед, а затем уйти от ответного огня на максимальной скорости.

О Великой Отечественной войне напоминают и две металлические каски — наша и немецкая. Наверняка эти экспонаты принес в музей кто-то из ветеранов. Кстати, сегодня в Совет ветеранов входят почти 170 человек. Но Николай Курятников сетует: активных членов — всего пятеро…

Каждого, кто сражался на полях войны и кто честно трудился у станка в грозные 40-е, здесь помнят. На стенах висят портреты героев войны, многих сотрудников и прежних руководителей судостроительного завода. Ко всем знаменательным датам Николай Григорьевич выпускает стенную газету: сам подбирает фотографии, наклеивает на ватман, делает подписи. Собирает газетные вырезки, где упоминается его родное предприятие.

Николай Григорьевич каждый год принимает участие в организации Дня памяти — в честь тех, кто «отстоял Отечество ратными и трудовыми подвигами». Такие слова написаны на мемориале памяти тюменских судостроителей.

… Теперь предприятие выпускает буровые установки для северных месторождений. И когда-нибудь в музее появятся новые экспонаты, связанные с этим отрезком жизни Тюменского судостроительного.

***
фото: ветераны завода собрались вместе 22 июня, чтобы вспомнить военные годы; председатель совета ветеранов судостроительного Николай Курятников у выпущенной им стенной газеты; макет торпедного катера

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта